On-line версия журнала «Санаторно-курортная отрасль»

для директоров и главных врачей санаториев
0
На главнуюЛечениеИппотерапия как эффективное средство в реабилитации детей с отклонениями

Иппотерапия как эффективное средство в реабилитации детей с отклонениями

Иппотерапия — физиотерапевтическое лечение, основанное на нейрофизиологии, использующее лошадь и верховую езду. Данный метод лечения был признан Немецкой физиотерапевтической ассоциацией (Deutsche Verband fur Physiotherapie — Zentriverband der Krankengymnasten). Сущность метода заключается в том, что лошадь при движении шагом выступает в роли терапевтического посредника для всадника, передавая двигательные импульсы, аналогичные движению человека при ходьбе. Лошадь передает пациенту от 90 до 110 разнонаправленных двигательных импульсов в минуту. Данное двигательное воздействие вызывает ответную реакцию пациента, которая помогает физиотерапевту корректировать двигательную активность больного.
На основе стимуляции реакций, направленных на удержание равновесия, решаются следующие задачи: нормализация мышечного тонуса, координация движений, укрепление мышц, достижение двигательной симметрии. Лечение применяется к пациентам со следующей симптоматикой: нарушения со спастическими и гипотоническими атаксическими компонентами, наряду с нарушениями правильной двигательной активности туловища, головы, рук и ног. Координация туловища в положении сидя верхом на лошади при ее движении вперед оказывает реабилитационное воздействие на походку пациента. Иппотерапия предписывается пациентам с неврологическими нарушениями различной этиологии. Особенно рекомендуется детям с врожденными мозговыми нарушениями, посттравматическими, поствоспалительными и дегенеративными неврологическими симптомами, а также взрослым с рассеянным склерозом. Все пациенты очень охотно занимаются иппотерапией.

Особенно эффективной и действенной иппотерапия (лечебная верховая езда) оказалась в реабилитационной практике с детьми, страдающими самыми тяжкими, практически неизлечимыми заболеваниями, а также отклонениями в физическом и интеллектуальном развитии (ДЦП, ранний детский аутизм и др.), что напрямую связано с уникальным свойством иппотерапии оказывать одновременное положительное воздействие на физическую, интеллектуальную и психосоциальную сферы занимающихся.
Интерес к лошади, восхищение ее красотой и силой свойственны практически каждому из нас. Радость же детей, обремененных тяжелыми недугами при встрече и общении с этим прекрасным животным трудно переоценить.

 

Преимущество ЛВЕ по сравнению с другими средствами реабилитации.

 

  • Метод лечебной верховой езды обладает рядом преимуществ по сравнению с другими средствами реабилитации, а именно:
  • Во-первых, иппотерапия – это лечение без боли, страха и насилия, без труднопереносимых процедур и препаратов;
  • Во-вторых, этот метод почти не ограничен противопоказаниями. Зато широк и разнообразен спектр заболеваний и травм, в восстановительном периоде которых рекомендуется иппотерапия;
  • В-третьих, иппотерапия сочетает в себе социально-психологическое и лечебно-реабилитационное воздействие.

 

Положительный эффект воздействия ЛВЕ связан со следующими факторами:

 

  • Знакомство с лошадью уже создает положительный эмоциональный фон;
  • Мышцы ребенка разогреваются теплом лошади и массируются движениями мощной мускулатуры лошади;
  • В работу включаются все группы мышц всадника и размеренный ритм движений оказывает благоприятное воздействие на весь организм.
  • Все это в целом способствует улучшению общего состояния организма, в т.ч. нормализации мышечного и сосудистого тонуса, укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благотворно влияет на опорно-двигательный аппарат, улучшает осанку и координацию движений, балансировку, инициирует и укрепляет двигательные рефлексы. Упражнения и игры на спине лошади, общение с ней стимулирует желание и умение слушать, дают ребенку возможность осознать полученный опыт, обрести уверенность в себе.

 

 

Критерии эффективности иппотерапии
Критерии эффективности иппотерапии как инновационной технологии социальной работы с людьми с ограниченными возможностями можно условно подразделить на две группы:

 

Медицинские критерии

– происходит укрепление и тренировка мышц тела пациента, причем особенностью воздействия является то, что происходит одновременно тренировка слабых мышц и расслабление спастичных.
– происходит укрепление равновесия. Этот эффект достигается из-за того, что во время лечебной верховой езды (ЛВЕ) имеет место постоянная необходимость в сохранении всадником равновесия на протяжении всего занятия без перерывов ни на один момент.
улучшается координация движений и пространственной ориентации. Это происходит, потому что во время тренировок имеет место постоянная необходимость в ориентировании всадника на пространстве манежа.
– улучшается психо- эмоциональное состояние занимающихся, повышается уровень самооценки личности. Этот результат достигается за счет того, что во время занятий ЛВЕ человек начинает ощущать себя не больным и слабым, каким он чувствует в обычной жизни, а всадником, который управляет большим сильным и грациозном животным, который слушается и выполняет его команды.
– в процессе верховой езды они не используют никаких приспособлений, связывающих их с их инвалидностью. Они используют то же самое, что и обычные всадники. Успехи в освоении навыков верховой езды и искусства управления лошадью повышают, как ничто другое, самооценку личности и придают больным людям уверенность в своих силах, веру в себя. Нельзя не отметить этический аспект влияния иппотерапии как на инвалидов, так и на их родителей. Родители видят своего искалеченного болезнью ребенка по иному — на красивом грациозном животном, которые вызывает у них ассоциации прекрасных кентавров. Они с удовольствием фотографируют и с гордостью показывают фотографии своих детей. Также нельзя не учесть, что в наше время технических, химических средств существования инвалидов, появляется возможность общения с природой, экологически чистым животным. Лечебная езда дает реабилитируемому полноценное ощущение движения тела в пространстве, дает возможность ощутить работу своих мышц.
Доказано, что лошадь может выступать в качестве посредника между больным аутизмом и окружающей действительностью. Это происходит за счет того, что взаимодействие с лошадью происходит на не вербальном уровне, что позволяет больному как бы оставаться внутри своего комфортного мира и одновременно выходить из состояния изоляции от окружающей действительности, адаптироваться в ней.

 

Социальные критерии

– улучшаются коммуникативные функции занимающихся. Этот результат достигается за счет того, что во время занятий, всадники общаются и действуют совместно с иппотерапевтами и коноводами и друг с другом.
– проведение соревнований по конному спорту среди лиц с особенностями развития способствует повышению уровня самооценки клиентами самих себя, своих возможностей и своего потенциала. Проведение соревнований так же способствует изменению отношения общества к людям с ограниченными возможностями. Видя всадника на лошади, люди видят в нем именно всадника, а не человека с проблемами. Видя, что люди с ограниченными возможностями могут заниматься таким сложным видом спорта как конный, нормальные люди начинают понимать, что инвалиды это такие же люди как они, могут то же, что и все, но даже больше, потому что не всякий здоровый человек умеет ездить верхом.
– посредством улучшения физического, психологического и эмоционального состояния, иппотерапия способствует улучшению эффективности и качества процесса социализации личности реабилитируемого.
– за счет совместной деятельности иппотерапия способствует интеграции инвалидов в общество, расширяет горизонты их возможностей, помогая преодолевать барьеры инвалидности.
– по средствам занятий иппотерапией происходит развитие трудовых навыков по уходу за животными. Для некоторых людей с ограниченными возможностями, особенно с умственной отсталостью это связано с тем, что люди с умственной отсталостью могут под контролем успешно выполнять работу конюха и эта работа может стать для них профессией, которая станет для них опорой в будущей самостоятельной жизни и послужат средством их интеграции в жизнь общества, что является основной задачей реабилитации.

 

Влияние лошади на человека

Элементы движения лошади (шаг, рысь, галоп) и темпы оказывают влияние на всадника с многочисленным чередованием направлений воздействия. Передаваемые колебательные импульсы возникают вне зависимости от обусловленной темпом силы бега и направления центробежной и центростремительной силы. Это обуславливает быстрое чередование импульсов вперед-назад у всадника. Лошадь, опираясь, то на левую, то на правую пару ног передает всаднику движение из стороны в сторону. Момент поднимания и опускания пары ног передает всаднику движение вверх-вниз. Движение бедра лошади со стороны вперед обуславливает для всадника альтернативные вращательные движения.
Крупная лошадь переносит на всадника за минуту около 110 много размерных колебательных импульсов: вверх-вниз по длине оси тела (против силы тяжести), вперед-назад по фронтально-поперечной оси тела, из стороны в сторону вокруг сагитально-поперечной оси тела, диагональные движения по диагонали вокруг функциональной точки центра тела.
Эти движения лошади переносятся на среднюю позу сидящего ребенка, его тазобедренный сустав и пояснично-позвоночный столб Прилегание костей таза и нижних конечностей к спине и бокам лошади имитирует и стимулирует движения, которые совершает здоровый человек при ходьбе, т.е. при сидении ребенка на неоседланной лошади свободная езда верхом представляет собою типичную при ходьбе тренировку туловища. Это важнейшая область иппотерапии не может быть достигнута никакими другими двигательными способами лечения. Влияние лошади на организм ребенка при помощи тесного телесного двигательного контакта и диалога с лошадью, может и должно использоваться при физической (телесной) терапии, двигательной терапии и реабилитации, гимнастики для больных детей.

Программа «Верховая езда для детей с ограниченными возможностями»

 

  • Несмотря на очевидный физиологический эффект, иппотерапия, на   по своей методологии относится скорее к педагогике, чем к медицине. Езде на лошади, пусть и лечебной, нужно обучаться, это не таблетка – ее не проглотишь. Соответственно и в работе с ребенком, специалист, имея в перспективе абилитационные или реабилитационные цели должен опираться на педагогические технологии. Исходя из этой концепции, нами была разработана учебная программа по верховой езде для детей с ограниченными возможностями. Данная программа была сертифицирована как авторская (сертификат № 236 от 14.02.02), и рекомендована к использованию в системе специального коррекционного образования детей. Особенностью программы является, то, что она затрагивает не  только один вид деятельности. Напротив, помимо сугубо педагогических аспектов является еще и оздоровительной, психологической и социально-реабилитационной методикой.
  • Программа рассчитана на индивидуальные занятия с детьми, имеющими различные отклонения в физическом и психическом развитии. Широкий возрастной диапазон адресатов (5 – 15 лет) объясняется тем, что для таких детей фактический возраст не является критерием физических или интеллектуальных возможностей. При работе по программе необходимо индивидуально варьировать градиент сложности в рамках предложенных тем. Соответственно и   требования к уровню выпускников могут быть только одни – осознание своего, хоть и минимального успеха и желание заниматься верховой ездой дальше.
  • Продолжительность курса обусловлена только желанием и возможностями обучающегося. В идеальном варианте, однажды занявшись верховой ездой, человек остается на всю жизнь рядом с прекрасным животным и великолепным видом спорта. Участие же инструктора для многих из этих детей будет необходимо, к сожалению, всегда.

 

По окончании курса ребенок в принципе должен знать:
1. Названия и назначение  основных элементов конского снаряжения.
2. Названия основных статей лошади, название мастей и пород лошадей. Назначение различных пород лошадей.
3. Правила ухода за лошадьми. Правила техники безопасности при занятиях верховой ездой и работе с лошадьми.
4. Названия основных аллюров лошадей.
По окончании курса ребенок должен уметь:
1. Самостоятельно, со страховкой или при помощи инструктора (зависит от степени и локализации поражения) садиться на лошадь.
2. Самостоятельно, со страховкой или при помощи инструктора (зависит от степени и локализации поражения) спешиваться с лошади.
3. Самостоятельно или с минимальной поддержкой удерживать равновесие на спине лошади в течение 15 минут.
4. Самостоятельно или с минимальной поддержкой удерживать равновесие на спине лошади в течение 15 минут во время шага.
5. Выполнять простейшие вольтижировочные упражнения на спине лошади (держать в руках нетяжелые предметы, поворачиваться корпусом в разные стороны, бросать мяч).
6. Самостоятельно или с помощью инструктора удерживать равновесие на спине лошади на рыси.
7. Самостоятельно, со страховкой или при помощи инструктора (зависит от степени и локализации поражения) садиться в спортивное седло.
8. Самостоятельно, со страховкой или при помощи инструктора (зависит от степени и локализации поражения) спешиваться из спортивного седла.
9. Уметь управлять лошадью с помощью повода.

Поскольку в России пока, к сожалению, не существует специальных школ верховой езды для инвалидов, данная программа может быть использована педагогами школ верховой езды, инструкторами частных конюшен, владельцами лошадей.

Источник: www.sudarrb.com

УжасноПлохоСойдётХорошоОтлично (Пока никто не голосовал)
Загрузка...
Читайте также
Итоги Международного научно-практического Форума «Российская неделя здравоохранения-2019»
Елена Курнявкина: «Наши 3 звезды крепкие, как четвёрки в Турции или Тайланде!»
Наталия Фоминых: «Мне повезло – я живу в Анапе!»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Версия для скачивания

Свежий выпуск

2(40)скачать в pdf >>Посмотреть содержаниевсе выпуски >>