On-line версия журнала «Санаторно-курортная отрасль»

для директоров и главных врачей санаториев
0
На главнуюСанаторииСанаторий Ландесмана уходит в туман, а вместе с ним – уникальная часть литературной Одессы

Санаторий Ландесмана уходит в туман, а вместе с ним – уникальная часть литературной Одессы

Осенняя Одесса 1919-го года предстала перед 27-летним Константином Паустовским такой, какой она предстала бы и сегодня: курортной и спокойной, по сравнению с потрясенными и сотрясаемыми революциями и войнами столицами — Москвой и Киевом, откуда начинающий журналист «скатился» на юг разрушенной империи по страницам своей автобиографической повести «Начало неведомого века». Всё это присутствовало и здесь: и революция, и война, и голод, и панические настроения. Однако в Одессе было то, чего не было и не могло быть по вполне объективным причинам в Киеве (Днепр широк, но…река) и, тем более, в Москве – морских туманов.

 

Все впечатления последних пяти лет жизни молодого писателя, начиная с Полесья, куда он попал санитаром на фронт первой мировой войны, и заканчивая восемнадцатидневным железнодорожным путешествием из Киева в Одессу, сгруппировались, остыли и стали принимать осознанные очертания в те месяцы, которые Паустовский провел в санатории для нервнобольных Якова Ландесмана.


Константин Паустовский

 

Константину Георгиевичу традиционно повезло – его случайный попутчик Назаров, журналист московского издания «Русское слово», с которым молодой литератор сдружился в купе-теплушке, встретил в Одессе знакомую врача-невропатолога, порекомендовавшую их Ландесману. Так они стали «пациентами» опустевшего, неработающего санатория в обмен на услуги по охране здания и усадьбы от расхищения. По словам самого Паустовского, нервнобольных в то время было великое множество, но вот финансовых средств катастрофически не хватало, поэтому за неимением респектабельной клиентуры лечебница перестала функционировать. Итак, вот какие строки навеяли в 1956-ом году уже маститому писателю воспоминания о тех тревожных, чрезвычайно насыщенных тотальной неопределенностью днях:

«Я много читал, понемногу писал и от нечего делать занялся изучением морского тумана. По утрам я выходил в сад к обрыву над морем. В тумане медленно рокотал по гальке невидимый прибой. На Воронцовском маяке уныло ухала туманная сирена и равномерно бил колокол. Седые маленькие капли поблескивали на давно высохшей траве и ветках акаций».

Черноморскую улицу, на нечётной стороне которой был расположен санаторий Якова Ландесмана, художник называет в своей повести «морским форпостом Одессы», мимо которого проходили все без исключения пароходы, посетившие торговый порт. Из-за ограды санаторского сада открывалась великолепная черноморская панорама, обрамленная слева Австрийским молом и Ланжероном, а справа — ведущим к Аркадии скалистым побережьем.

 


1910-й год

 

Паустовский в открытую умиляется тем бытовым сложностям, которыми встретила его европеизированная Одесса: корректура в газете с «утерянным» названием, которую издавал на свои средства академик Овсянико-Куликовский, голодные дни с феринкой (малая черноморская рыба), кукурузным хлебом и сгущённым кофе в заморских банках, перебои днестровского водопровода и, как следствие, изнурительные походы с бидонами на Успенскую, где в очереди к дворовой колонке можно было встретить хрупкую поэтессу Веру Инбер, набиравшую воду в вазу из тонкого цветного стекла, украшенную модерновыми ирисами.

Оползни подкрались к санаторию по адресу Черноморская, 21 в конце 30-х годов — когда в 1938-м году в нем трудился над культовой «Судьбой барабанщика» Аркадий Гайдар, санаторий снова и, на этот раз, уже бесповоротно не принимал своих «немного нервных» постояльцев. Красный комбат, страдавший сильнейшими расстройствами нервной системы, приехал в Одессу из Кутаиси, где находился на реабилитации в психиатрической клинике. Вот, что он тогда написал литератору Рувиму Фраерману, их общему с Паустовским товарищу, с которым Георгий Константинович познакомился в Батуми в 1923-м: «Живу я сейчас в домике (его поместили в отдельно стоящем флигеле – в палате №10), здесь меня кормят, усыпляют и умывают. Я работаю…»

 

Вместе с санаторием Ландесмана, который «сполз» в сторону манящего Черного моря в послевоенные сороковые годы, ушла в небытие не только вся нечетная сторона Черноморской улицы, исчезла из материального мира и переместилась в мир легендарный уникальная часть литературной и культурной истории города, который всегда отличался несколько девиантным, приподнятым настроением на фоне предсказуемых эволюций прочих соразмерных очагов современной цивилизации. Необыкновенный синергический эффект Одессы, города-курорта, города-санатория, заставляет с уважением относится к ней мировую творческую интеллигенцию, умеющую ценить несколько эклектичное сочетание безалаберности и непоследовательности с верностью достойным традициям и уважением к достижениям всего прогрессивного человечества. Увы, в самой Одессе мы наблюдаем сегодня явный регресс. Многоэтажки обступают домик Паустовского и со стороны переулка Веры Инбер (бывший Стурдзовский и Купальный), и со стороны Обсерваторного переулка. Остаётся только гадать, что будет с Черноморской улицей спустя сто лет после тех славных или, как сейчас модно выражаться, «нетленных» времен, которые так поэтично преподнес читателям Константин Паустовский.

 

 

Наш санаторий уходит в туман… Напомним, что, согласно решению киевского суда, вскоре начнется застройка прибрежных склонов, и к 2020-му году пока еще вольно дышащая приморская полоса, сезонно зеленеющая или клубящаяся туманами вдоль Трассы Здоровья, может быть покрыта железобетонным панцирем сомнительных жилых зданий и хаотичной туристической инфраструктуры. Возможно, вполне возможно, что многие граждане и благодарные гости Одессы не согласятся с решением государственной администрации отдать на откуп частному капиталу территорию, которая на самом деле принадлежит мировой культуре и является необходимым средством поддержания естественного природного баланса. Пока не стало совсем поздно, нужно задуматься о печальной перспективе – ведь потеря будет невосполнима. Город может потерять неотъемлемую, а возможно и лучшую часть своей истории, являющуюся, к тому же, прекрасной вводной страницей для туристического путеводителя по Одессе.

 


Сохранившиеся элементы усадьбы на нечётной стороне — каменный столбик (предположительно кран) и фонтан


Мысли материальны, поэтому давайте думать хорошо! Одесситы, вспомните, где вы живете, прогуляйтесь по любимому городу и, непременно, начните заново открывать для себя Одессу с музея Паустовского, который через дорогу от №6 залечил в санатории Ландесмана свои душевные раны. Гости города, туристы, приходите на Черноморскую улицу – это будет прекрасный старт экскурсии в центр Одессы, ведь это «морской форпост», с которого Чёрное море как на ладони.

 

http://timer.od.ua

УжасноПлохоСойдётХорошоОтлично (Пока никто не голосовал)
Загрузка...
Читайте также
Итоги Международного научно-практического Форума «Российская неделя здравоохранения-2019»
Елена Курнявкина: «Наши 3 звезды крепкие, как четвёрки в Турции или Тайланде!»
Наталия Фоминых: «Мне повезло – я живу в Анапе!»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Версия для скачивания

Свежий выпуск

2(40)скачать в pdf >>Посмотреть содержаниевсе выпуски >>