On-line версия журнала «Санаторно-курортная отрасль»

для директоров и главных врачей санаториев
0
На главнуюСанаторииФаворитка могучих покровителей

Фаворитка могучих покровителей

12 августа Белокурихе исполнилось 150 лет. За это время город успел стать лучшей здравницей страны, что шестой год подряд подтверждается на профильном форуме. У санаториев курорта сегодня не бывает провалов в посещаемости, несмотря на то, что стоимость путевок туда выше среднего. Ни один другой российский курорт не может похвастаться такой популярностью и признанием. Как складывался бренд Белокурихи, что и кто за ним стоит – в материале журнала «Санаторно-курортная отрасль».

Удача от природы
В XIX веке на месте Белокурихи было болото, от которого поднимался белый пар (отсюда и произошло название населенного пункта). Рядом расположилась небольшая деревня Новобелокуриха (см. справку «Деревянные санатории»). Селу повезло оказаться на территории с необычными горячими ключами, и эта случайность определила его судьбу.
Неподалеку от деревни было озеро с чистой голубой водой, и местные жители постоянно отмечали ее благотворное влияние на здоровье. То же говорили о ключах, бьющих из земли на территории. Но официально впервые чудо-воду прославил алтайский исследователь Степан Гуляев. Он разместил о ней заметку в газете «Томские губернские ведомости», после которой к источникам поехали со всей страны. «Вода в ключах горячая, как нагретый щелок, на вкус приятная, как бы сладковатая, нисколько не обременяющая желудка… – сообщает номер газеты от 7 июля 1867 года. – Пахнет пороховым дымом… Минувшею зимою исцеление от сыпи и ломоты получили несколько человек, и жители окрестных селений стали прибегать к употреблению вод против разных болезней».

Именно уникальная вода стала первым фактором становления бренда Белокурихи. В 1907 году ученые открыли, что она содержит радон, действие которого при грамотном использовании лечит все системы организма: от сердечно-сосудистой до опорно-двигательного аппарата. Состав источников Белокурихи не имеет аналогов в России. «Даже на Кавказе нет ничего подобного, – констатирует Тамара Батуева, директор Белокурихинского городского музея им. С. И. Гуляева. – Вода в наших источниках падала на землю дождем примерно 40 млн. лет (и возраст тут, как доказали исследователи, имеет большое значение). Минеральные воды бывают тяжелые и легкие. Белокурихинская вода относится к легким, которых в мире не так много».
Атомный крестный отец

К целебной воде приезжие получали впридачу мягкий климат и свежий воздух предгорий Алтая. Так что не будет преувеличением сказать, что это место было создано, чтобы стать известным курортом. Вот только все природные факторы были при Белокурихе с самого начала, а популярным курортом она стала только к 80-м годам.
Десятки лет курорт рос очень медленно. Мест размещения в нем недоставало, и многих отдыхающих селили у себя местные жители. Одна водолечебница и несколько деревянных домиков – вот и вся лечебная база, которая была в Белокурихе до 70-х.

Но потом Белокурихе крупно повезло во второй раз: туда приехал один из руководителей российского проекта по созданию ядерного оружия Ефим Славский. Будучи министром среднего машиностроения СССР, он ездил по стране с проверками военных заводов. Однажды во время посещения бийского завода у него на руке заболела старая рана, полученная на гражданской войне. Министру посоветовали поехать на лечение в Белокуриху. Радоновые источники помогли Славскому – и с тех пор он стал покровителем города на высших уровнях власти.
Все эксперты сходятся на том, что именно это обеспечило курорту такой толчок в развитии инфраструктуры, какого она раньше не знала – и поэтому Ефима Славского называют «крестным отцом» Белокурихи. Все проблемы стали решаться по звонку «наверх». Тогда один за другим были построены крупнейшие санатории, которые по сей день составляют костяк лечебной базы города. «Санаторий «Катунь» на 500 мест, «Сибирь» на 500 мест, «Белокуриха» на 1 тыс. мест, «Алтайский замок», «Россия»»… – перечисляет Тамара Батуева. – Таких темпов в строительстве курортов страна раньше не видела. Также появились новые объекты инфраструктуры: теплоцентраль, водозабор. Если бы не помощь Славского, все эти объекты строились бы гораздо дольше, а в итоге появились за 15 лет».

Смена власти
Белокуриха расцвела и стала известным советским курортом, основную часть гостей которого поставляли профсоюзы. Таким город и застала перестройка, и курорту снова пришлось познать тяжелые времена. Инфраструктура, санатории были брошены прежней властью и какое-то время медленно приходили в запустение.
Чтобы это остановить, в 90-е годы санатории Белокурихи были приватизированы. Немалую роль в этом процессе (как и в становлении современной Белокурихи в целом) сыграл человек по имени Александр Бернгардт. При СССР он был директором местной средней школы, затем семь лет работал председателем горисполкома курорта. А в 1992 году, как говорят современники, он фактически спас несколько крупнейших санаториев города, взяв на себя ответственность за них. Он создал акционерное общество и объединил комплексы «Сибирь», «Катунь» и «Белокуриха» в крупнейшем на сегодня холдинге города – компании «Курорт Белокуриха».
«Не то чтобы санаторно-курортное дело в Белокурихе до этого не было развито, но именно в те времена началось развитие на новом уровне, – комментирует Константин Ежов, гендиректор компании «Курорт Белокуриха». – Выросли требования к медицинскому персоналу, организации отдыха и оздоровления отдыхающих, чье число за короткий срок выросло кратно. В работе Александра Бернгардта до сих пор чувствуется государственный подход. Развивая компанию, он не забывает и о развитии всего города-курорта, его интересах».
Сегодня эта компания под руководством Александра Бернгардта, помимо санаториев, развивает много других крупных туристических проектов (комплекс «Сибирское подворье», ипподром, зоопарк и т.д.). Также предприятие фактически обеспечивает будущее города: реализует проект «Белокуриха-2». Единственная проблема нынешнего курорта – недостаток мест размещения, а «Белокуриха-2» призвана дать городу 3 тыс. новых мест. Она же стала лицом бренда для курорта на последних туристических выставках.

«Один в курортном поле не воин»
Расширение спектра услуг для отдыхающих – тренд не только крупнейшего предприятия города. После СССР Белокурихе нужно было стать привлекательной для частных туристов вместо тысяч льготников с предприятий.
«Сегодня большая часть отдыхающих в городе – именно частные лица. К такому перевесу пришли года четыре назад, –
констатирует Сергей Криворученко, руководитель компании «Дирекция санаториев Белокурихи». – Роль сыграло сокращение бюджетов на социальные нужды у предприятий и уход с этого рынка государства: уже лет 12 мы не работаем с фондом социального страхования, который выделяет средства в размере меньше половины себестоимости за койко-день. Одновременно поднялся уровень здравниц, и они стали привлекательнее для частного покупателя».
Санатории строят бассейны, открывают тренажерные залы и СПА-отделения. По словам Константина Ежова, это все более востребовано у гостей. Для медицинской составляющей закупается новое оборудование, для спортсменов развивают горнолыжную инфраструктуру, даже улицы города отремонтировали и благоустроили в прошлом году.
Участники рынка убеждены, что все это было бы невозможно без внимания власти. Но на смену Славскому пришли другие покровители. Одним из них пару раз невольно стал даже президент страны Владимир Путин. После его первого визита в город в начале нулевых Белокуриху газифицировали и построили к ней новую дорогу. В прошлом году президент провел в Белокурихе заседание Госсовета – и это именно к нему случилось срочное благоустройство улиц города. В остальное время региональная власть занимается пиаром курорта и привлекает инвесторов в «Белокуриху-2». Все это, плюс недавний скачок валют окончательно свели на нет сезонность в загрузке санаториев.

«Без поддержки сверху Белокуриха бы так и осталась селом, – убежден Федор Елфимов, директор санатория «Россия». – Баден-Бадену 3 тыс. лет, а нам всего 150 – мы многого достигли, но надо думать о будущем. А один в курортном поле не воин».

УжасноПлохоСойдётХорошоОтлично (Пока никто не голосовал)
Загрузка...
Читайте также
MedTravelExpo-2018
Предложите пациентам процедуры на аппаратном комплекс «МУЛЬТИМАГ»
10 лайфхаков для улучшения сервиса в санатории

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Версия для скачивания

Свежий выпуск

1(35)скачать в pdf >>Посмотреть содержаниевсе выпуски >>