On-line версия журнала «Санаторно-курортная отрасль»

для директоров и главных врачей санаториев
0
На главнуюПерсона«В НЕКОТОРЫХ САНАТОРИЯХ НОМЕРА РАЗМЕРОМ С ВАННУЮ В ТУРЕЦКОМ ОТЕЛЕ»

«В НЕКОТОРЫХ САНАТОРИЯХ НОМЕРА РАЗМЕРОМ С ВАННУЮ В ТУРЕЦКОМ ОТЕЛЕ»

Президент Национальной курортной ассоциации – об особенностях санаторного дела в России

 

Бывший главный внештатный специалист Минздрава по восстановительной медицине и санаторно-курортному лечению, а сегодня – президент Национальной курортной ассоциации (НКА) Александр Разумов принимал участие в подготовке знакового для индустрии заседания президиума Госсовета. Человек, посвятивший 20 лет своей жизни развитию санаторного дела и консолидации игроков профильного рынка, рассказал Vademecum, чем привлекателен оздоровительный бизнес и где в индустрии пролегает граница между туризмом и лечением.

 

– Что представляла собой отрасль в 90‑х?

– Я начал заниматься проблемами сана­торно‑курортной отрасли в 1998 году, когда возглавил Российский научный центр меди­цинской реабилитации и курортологии и стал главным внештатным специалистом Минздра­ва. Отрасль лежала на боку. Мы ее собирали буквально по частям, с нуля создавали всю нормативно‑правовую и организационно‑мето­дическую базу. Еще в 2003 году мы подготовили концепцию развития санаторного дела в стране, ее поддержали все курортные регионы, утвер­дила коллегия Минздрава. Документ успеш­но прошел экспертизу Минэкономразвития, но затерялся на уровне Минфина. Я не знаю, по каким причинам так случилось. В те годы и Минздрав, и другие ведомства резко утрати­ли интерес к развитию даже своих санатори­ев, что говорить о целой отрасли? Нам тогда удалось организовать серьезную подготовку врачей по направлению «восстановительная медицина» длительностью 580 часов. Но эту специальность упразднили, и сегодня в вузах на курортологию отводится всего 15 часов. Неудивительно, что врачи просто опасаются углубляться в эту сферу, направлять пациентов на санаторное лечение.

Общими усилиями мы создали стандарты для са­наторно‑курортных организаций. Без них не было бы возможности разработать принятый этой весной Порядок организации санаторно‑курорт­ного лечения. Наконец, собрали самых активных игроков отрасли в Национальную курортную ассоциацию. Сейчас это крупнейшее профиль­ное объединение в стране, насчитывающее более 12 тысяч участников. Вот уже 16 лет НКА проводит форум «Здравница», где мы обсуждаем общие для всех проблемы, пытаемся найти их решение. Резолюции направляются в Минздрав, в Правительство РФ, в Госдуму, региональным министрам, отвечающим за курорты и туризм. Усилиями НКА удалось отстоять федеральный закон об охране лечебно‑оздоровительных мест­ностей и курортов. В него не раз пытались внести коррективы, но мы сумели оставить неизменными основные положения закона, которые гаранти­руют сохранность природных лечебных ресурсов, их применение в лечебных и оздоровительных целях. Часть идей, родившихся в ходе обсуждений и принятых на площадке «Здравницы», сегодня выносятся на обсуждение Госсовета. В мае нынеш­него года в Барнауле собиралась рабочая группа по подготовке Госсовета, мы доложили помощнику президента Игорю Левитину о том, что было у нас на форуме, и включили ряд тезисов в доклад и про­ект решения по итогам заседания.

 

 

– Что, по вашему мнению, сейчас особенно тормо­зит развитие индустрии?

– Основной сдерживающий фактор – налого­вая политика. Нужно уменьшить налоговую нагрузку, причем по нескольким статьям, не только налог на землю. Для этого экономи­сты должны найти тот разумный «коридор», в котором санаторий мог бы балансировать. Сейчас нормальный санаторий, зарабатыва­ющий 200 млн рублей в год, должен отдавать 10% налога. Эти деньги могли бы пойти как раз на поддержание, развитие предприятия.

 

Необходим пересмотр кредитной политики, можно же ввести какую‑то разумную ставку для профиль­ных предприятий. В случае с санаториями кредиты быстро возвращаются. Если мы сравним сроки оку­паемости медучреждений, даже с дорогостоящей высокотехнологичной помощью, и санаториев, то окажется, что у последних вложенные средства возвращаются быстрее, за счет большого оборота.

 

 

– Кого вы видите в роли инвесторов предприятий санаторной отрасли?

– Да кого угодно. Это направление интересует уже сейчас и частных инвесторов, и крупные акци­онерные компании, и иностранцев. Я много лет занимаюсь консультированием инвесторов и дей­ствующих предпринимателей и вижу, что грамот­ный менеджмент может сделать любую здравницу эффективной. Лучше всего это, конечно, полу­чается у частников. Например, AMAKS Hotels & Resorts сначала купили в Пермской области сана­торий «Усть‑Качка», потом санаторий в Старой Руссе, затем в Подмосковье – «Красную Пахру». И работают же! Все объекты загружены по мак­симуму. Есть позитивный опыт и у госструктур. Те же «Татнефть», РЖД, «Роснефть» получили когда‑то непонятно что, а сейчас у них прекрасные санатории. Все дело в управленческих подходах.

Как раз из‑за несовершенства системы управ­ления сейчас теряют свои позиции Кавказские Минеральные Воды, а ведь это был флагман курортного дела – и в царские, и в советские вре­мена. Казалось бы, все есть, но санатории не за­полняются, круглогодично не работают. Раньше все было хорошо, а сейчас что‑то не получается. При этом в соседней Чечне успешно возрожда­ется старейший, основанный в 1784 году, курорт «Серноводск‑Кавказский». Там есть все – серо­водородная вода, йодобромная вода, лечебные грязи, термоисточники. Местные игроки этим природным богатством успешно пользуются. Но их поддерживает городская администрация, потому‑то там и появились несколько новых санаторных корпусов, планируется строительство термо‑спа‑комплекса, а здравницы заполнены на 100%, причем не только жителями республики.

Поэтому нам так нужна сегодня система подготовки кадров, причем не только меди­цинских, но и управленческих. Есть поло­жительные примеры, курорт Белокуриха, например. Или вот два года назад благодаря очень приличному менеджеру на миллиард­ный оборот вышел санаторно‑курортный комплекс Федерации независимых профсо­юзов России. Но если взять главврача или директора рядового санатория, что он может? Только работать в сезон так, чтобы продер­жаться в межсезонье, сделать какой‑то ремонт и все. Это неэффективно.

 

Необходимо концептуально пересмотреть фор­мат работы санаториев, сделать их более ком­фортными с туристической точки зрения и при этом сохранить мощные медицинские компе­тенции. Именно поэтому для нас так важно од­новременное сотрудничество и с Ростуризмом, и с Минздравом.

 

 

– И все‑таки какая структура – Ростуризм или Минздрав – должна управлять санаторно‑ку­рортной отраслью на государственном уровне?

– А почему бы не создать госкорпорацию, к при­меру «Роскурорт»? Она будет содействовать субсидированию или кредитованию санатор­ных инвестпроектов, сопровождать их, отвечать за развитие перспективных регионов. Сейчас мало кто интересуется Дальним Востоком и Камчаткой, а зря – с точки зрения лечебных природных факторов это крайне привлекатель­ные территории. К тому же можно рассчитывать на медицинских и простых туристов из Китая, Южной Кореи, Японии.

 

В СССР существовала очень четкая система: был Всесоюзный центральный совет профессио­нальных союзов, в котором действовал совет по курортам. Государство при этом выделяло на содержание отрасли огромные средства. Санаторно‑курортный комплекс был обеспечен на 60% государством через профсоюзы. Были построены многочисленные здравницы: в стра­не было больше 5 тысяч санаториев, сейчас, по разным данным, около 1 600. Понятно, что часть санаториев осталась за пределами нынеш­ней России – в Казахстане, в Беларуси. Послед­ней, кстати, удалось сохранить все лучшее и при этом создать замечательный сервис. Сегодня там 20% пациентов – иностранцы: немцы, литов­цы. Так же развивается санаторная индустрия в Словении.

 

 

– Есть ли в санаторном деле место для меди­цинской реабилитации за счет ОМС? Можно ли вообще считать фонд ОМС источником дохода для санаториев?

– В теории все санатории имеют тройную систему финансирования. Оздоровление – от­дых в санатории сейчас, как правило, за деньги, то есть это платные медицинские услуги, но ни одно медицинское учреждение не может зарабо­тать только на оздоровлении. Чтобы санаторий жил полноценно, там должно быть и долечи­вание через соцстрахование, и реабилитация по ОМС. Лечение, кстати, можно проводить круглогодично, но тарифы нужно в разы увели­чить, особенно по медицинской реабилитации. Если санаторию будут платить нормальные деньги за реабилитацию, он готов принимать пациентов хоть круглый год.

Но мы должны понимать, что роль курортов прежде всего в сохранении здоровья, а не только в лечении. Сегмент здоровых людей в санатори­ях очень велик. Что мы сегодня даем людям для сохранения их здоровья? Ничего! Здоровый че­ловек работает, с его зарплаты отчисляют нало­ги во все фонды, но он, если не болеет, взамен ничего не получает. При этом, не болея, человек экономит средства ФФОМС. Так дайте ему путевку хоть на 10 дней! А так выходит, что мы страхуем только на случай болезни.

 

Если правильно поработать с фондами соцстрахо­вания и ОМС, я думаю, можно хотя бы предостав­лять какие‑то скидки для оздоровления работаю­щих граждан. Тогда быть здоровым в нашей стране станет выгодно и престижно, а экономика каждого отдельного санатория будет сбалансированной.

 

 

– В начале августа Ростуризм и НКА заключили соглашение о создании реестра санаторно‑ку­рортных учреждений. Как он связан с реестром, который формирует Минздрав?

– Минздрав ведет собственный учет всех са­наторно‑курортных организаций – их параме­тров, кадров, состояния объектов и так далее. Это закрытая ведомственная база, необходимая для госрегулирования. Обычным же людям, которые хотят пройти курс лечения, реаби­литацию или оздоровление, нужен открытый регистр курортов и имеющихся в них санатор­ных организаций – я бы назвал его так. Вот этим регистром мы и занимаемся. Он, кстати, будет ориентирован не только на пациентов, но и на врачей, которые смогут найти всю информацию о курортах, основных лечебных факторах и санаториях в доступной форме.

 

Если мы хотим сделать наши санатории кон­курентоспособными, мы должны заниматься рекламой наиболее эффективных из них. Уч­реждения, которые захотят появиться в нашем регистре и тем самым фактически получить бесплатную рекламу, должны будут пройти экспертизу. Они подают заявку, и к ним вы­езжают два‑три эксперта, чтобы проверить, соответствует ли объект тем видам медицин­ской деятельности и услугам, которые заявле­ны в лицензии. Подготовку врачей проверяют не только по бумагам, им задают вопросы. Если все оказывается в порядке, то санаторий появ­ляется в регистре. Это значит, что Ростуризм его продвигает на всех своих площадках, включая мобильное приложение, и в России, и за рубе­жом. Это очень важная государственная задача.

 

 

– Иностранных туристов это может заинтересовать?

– Конечно, особенно если мы подтянем наши санатории к мировым стандартам. Это каса­ется в первую очередь сервиса и оснащения. Но уже сейчас могу с уверенностью сказать, что в 2018 году в Крым попасть будет очень трудно. Это будет абсолютно новый курортный бренд. Частные инвесторы хотят работать там, покупают санатории, причем как раз те, что считаются неэффективными и выставляются сейчас на продажу. Интерес инвесторов объяс­ним: в готовый объект нужно вложить порядка 100 млн, а чтобы построить новый, нужно около 3 млрд рублей. Климатические условия, которые имеются в Крыму, идеальны и для отдыха, и для реабилитации, и для круглогодичного лечения.

Сейчас в Евпатории 90‑процентная загрузка, причем спрос не зависит от формы собствен­ности санатория. Но в межсезонье обстановка будет совсем другой, загрузка упадет до 20%. Поэтому так важно сделать там круглогодичные эффективные санатории. Для этого мало иметь климат, воду, море, грязи. Надо создать условия для комфортного проживания. У некоторых санаториев одноместные номера размером с ванную в турецком отеле – 12 кв. м! О комфор­те здесь не может быть и речи. Нужно строить санаторно‑курортные объекты абсолютно но­вого типа, большее внимание уделять дизайну и цветовым решениям, материалам.

 

Мы должны в корне пересмотреть свою фило­софию или концепцию использования санатор­но‑курортных организаций, курортов в целом для сохранения и укрепления здоровья. Орга­низовать достойный сервис и лечение, внедрить новые услуги и оборудование. Вот еще один бес­смысленный барьер – справка на санаторно‑ку­рортное лечение. Если здоровый человек захотел поехать в санаторий, не надо никаких справок. В Турции ведь никто у вас справки не требует! Все идеи лежат на поверхности – мы можем за­рабатывать немалые деньги, но не делаем этого, так как не можем все правильно обустроить. Тем более что интерес потребителей к санато­риям колоссальный. Судите сами: в 2014 году санаторно‑курортные организации заработали 105 млрд рублей, а в 2015-м – уже 119 млрд.

 
(Источник: http://www.vademec.ru/article/v_nekotorykh_sanatoriyakh_nomera_razmerom_s_vannuyu_v_turetskom_otele/)

 

УжасноПлохоСойдётХорошоОтлично (Пока никто не голосовал)
Загрузка...
Читайте также
Итоги Международного научно-практического Форума «Российская неделя здравоохранения-2019»
Елена Курнявкина: «Наши 3 звезды крепкие, как четвёрки в Турции или Тайланде!»
Наталия Фоминых: «Мне повезло – я живу в Анапе!»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Версия для скачивания

Свежий выпуск

2(40)скачать в pdf >>Посмотреть содержаниевсе выпуски >>