Акустический массаж для здоровья
В октябре «Алтайском замке», санатории курорта федерального значения г. Белокуриха, прошла международная научно-практическая конференция, на которой среди прочих вопросов большое место было уделено музыко- и звуко-резонансной терапии. Одним из видов звукотерапии, давно и успешно применяемом в «Алтайском замке» является ПРАК (программа резонансно-акустических колебаний).
На этот раз Сергей Судзиловский – один из авторов программы, профессор Московской Консерватории, — предложил участникам новый репертуар, в котором помимо виолончели, используется в качестве самостоятельного музыкального инструмента и в ансамбле с виолончелью набор тибетских «поющих чаш» (участники конференции решили называть их резонаторами), предоставленных Институтом Здоровья и Медицинских Технологий г.Москва. Партию чаш-резонаторов исполнила Марина Судзиловская. Знакомые участникам ПРАК-программы получили новое звучание и, возможно, оказали более сильное воздействие на слушателей; были такжепоказаны и новые музыкальные произведения с участием резонаторов и виолончели.
В ходе конференции был заслушан доклад Андрея Кузнецова, предоставившего данные современной физики и биологии, объясняющие механизмы воздействия звуковых колебаний на человеческий организм: функционирование мозга, включая сознание и подсознание, нервную систему, органы и клетки. Музыко-резонансная терапия (МРТ) – это безмедикаментозный эффективный метод лечения, реабилитации и профилактики психосоматических заболеваний и коррекции иных дисфункций состояния здоровья. Программа резонансно акустических колебаний (ПРАК) – это акустический комплекс музыко-резонансной терапии со специально сформированным мотивированным музыкальным репертуаром. Мотивированный репертуар ПРАК базируется на классической музыке, которая была протестирована с учетом современного обоснованного взгляда на физику резонансных явлений в медицине. Для лечения отобраны сочинения великих композиторов: Моцарта, Вивальди, Бетховена, Штрауса, Рахманинова, Чайковского… Программы мотивированного репертуара ПРАК подобраны, протестированы и сформированы по ряду нозологий и записаны на 31 CD дисках. Среди специализированных по нозологиям программ разработана и составлена универсальная программа по коррекции иммунного статуса, которая используется как базовая самостоятельная и в возможном сочетании с другими программами по различным нозологиям. ПРАК является результатом многолетних исследований и разработок советских и российских ученых в области информационно-волновых технологий.
В основу метода положен эффект воздействия музыки на зоны и ритмы головного мозга по принципу бинауральных биений. Известно, если два источника дают звуки одинаковой силы, то в тот момент, когда они находятся в противофазе, звук будет отсутствовать. Этот эффект получил название акустических (бинауральных) биений. Например, когда одно ухо слышит чистый тон (монотонный звук) с частотой 300 Гц, а другое – 308 Гц (разница частот не должна превышать 25 Гц), то полушария головного мозга человека начинают работать cинхронно; в результате слушатель ощущает особое звуковое биение с «разностной» частотой, равной 8 Гц (308 – 300 = 8 Гц). Но это не реальный внешний звук, а производное самого мозга (он рождается в головном мозге человека только при сложении волн, идущих от двух синхронно работающих полушарий мозга). Число биений в секунду будет равно разности частот двух источников. Причем, медленные биения производят приятные впечатления, придавая звуку известную эстетическую выразительность. Если частота биений усиливается, звук производит уже неприятное впечатление, называемое диссонансом. Это явление при эффективности своего воздействия сохраняется лишь тогда, когда разница частот в механизме бинауральных биений не превышает 25 Гц. При более высокой разнице частот головной мозг не выделяет бинауральных биений, и музыкальный сигнал воспринимается как монауральный и его воздействие на активизацию зон и ритмов головного мозга теряется. Когда голоса или инструменты сходятся в унисон, биения замедляются, а когда расходятся – ускоряются. Синхронизация работы обоих полушарий головного мозга во время его бинауральной стимуляции происходит только на определенных звуковых частотах. Причем различия по длительности, определяющей фазовую составляющую соотношения музыкальных сигналов, лучше воспринимаются человеком на частотах ниже 2 кГц, тогда как отличия по интенсивности (амплитуде) становятся более существенными на более высоких частотах. Чтобы услышать монауральные ритмы, оба тона должны иметь одинаковую амплитуду. А вот бинауральные ритмы могут быть услышаны и тогда, когда тона имеют разную амплитуду. Их можно услышать, даже если один из тонов находится ниже слухового порога. Шум уменьшает громкость монауральных ритмов, тогда как тот же шум повышает громкость бинауральных ритмов. Это объясняет, почему одним из различий между восприятием монауральных и бинауральных ритмов является то, что монауральные ритмы могут быть услышаны при любой скорости, тогда как бинауральные ритмы лучше воспринимаются на более низкой скорости и лучше всего наблюдаются при частоте 440 Гц. Именно по этой причине частота 440 Гц (нота Ля первой октавы) выбрана эталонной для настройки музыкальных инструментов, и камертон выдает именно эту частоту. Бинауральные ритмы с частотой носителя более 900 Гц обычно не наблюдаются. Именно принцип бинауральных биений позволяет оценивать музыкальное произведение по характеру и степени его терапевтического воздействия.
Опираясь на современные знания математики, физики, квантовой физики, полевой физики, физиологии, нейрофизиологии, волновой генетики, биологии, медицины и других наук, разработчикам ПРАК удалось не только правильно отобрать наиболее эффективные по своему лечебному воздействию музыкальные фрагменты классических произведений и составить мотивированный репертуар, но и, применив специально разработанный «СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ АУДИОРЯДОВ МУЗЫКИ ДЛЯ МУЗЫКОТЕРАПИИ» (патент № 2408397), усилить эффект данного музыкально-терапевтического воздействия. В частности, по данной методике отдельные фрагменты музыкальных произведений дополнены специально отобранными частями, формирующими бинауральные биения ритмов органов здорового человека. Сформированный музыкальный сигнал по действию своих свойств на организм человека отражает принцип резонансного совпадения – акустического, информационного, эмоционального и др. Беря во внимание резонансный характер всех базовых критериев музыкального воздействия, данный метод музыкальной терапии приобретает новый смысловой статус – музыко-резонансная терапия.
В ПРАК наряду с программами мотивированного музыкального репертуара, где в качестве основного лечебного фактора воздействия используется эффект бинауральных биений, в комплексе программно-резонансных акустических колебаний задействован принцип взаимодействия акустического музыкального сигнала с полевой структурой человека. Известно, что поляризация наших клеток на тонко энергетическом уровне всегда правая, и суммарная поляризация всего организма тоже правая. Любой патологический процесс, а также патогенные для человека агенты и факторы обладают левосторонней поляризацией. Их длительное, устойчивое воздействие отражается на полевой структуре человека и проявляется в снижении интенсивности и плотности суммарного правостороннего поля в локальных зонах, связанных с теми органами и системами, в которых протекают данные патологические процессы. В некоторых случаях может происходить не только снижение плотности и интенсивности правостороннего поля, но и изменение его знака на противоположный, то есть левую поляризацию. Комплекс программно-резонансных акустических колебаний предназначен для проведения лечебно-оздоровительных сеансов путем комплексного воздействия на пациента музыкальным акустическим сигналом, посредством акустического резонатора специальной конструкции. Одновременно осуществляется музыкально-акустическое воздействие на пациента путем воспроизведения специально подготовленных фонограмм через наушники.
В основе терапевтического воздействия комплекса реализован принцип, при котором с организмом пациента взаимодействуют составляющие акустические поля, продуцируемые многослойным акустическим резонатором. Одним из основных механизмов воздействия на организм человека является фактор, определяющий правую поляризацию формируемого акустического сигнала. Многократно переотражаясь в многокаскадном акустическом резонаторе, формируется фрактальная право-поляризованная, сфокусированная в заданном объеме когерентная звуковая волна. Отметим, что принцип фрактальности присущ большинству биосистем, включая геномно-клеточно-тканевые и органные уровни, и является одним из критериев установления и поддержания информационных взаимосвязей как внутри самого уровня, так и между соседними уровнями.
В соответствии со специализированными по нозологиям музыкальными программами осуществляется модуляция акустического поля ритмическими и частотными характеристиками. Акустический резонатор смонтирован на трех координатном манипуляторе, и размещен над кушеткой пациента за счет чего обеспечивается коррекция полевых структур пациента посредством их многократного резонансного взаимодействия с динамическими, акустическими, когерентными полевыми структурами, продуцируемыми акустическим резонатором.
ПРАК может быть использована в двух вариантах:
– как резонансно акустический комплекс совместно с мотивированным репертуаром по нозологиям;
– так и раздельно с применением только музыкальных мотивированных программ, воспроизводимых на аудио плеере. При этом применяемые технологии эффективно работают как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом.
ПРАК успешно прошла ряд клинических испытаний на базе: Московского института аллергологии и клинической иммунологии; Государственного научного Центра социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского; Российской медицинской академии последипломного образования; Городской клинической больницы №40 г.Москвы – и получила высокую оценку специалистов.
По программе ПРАК Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации утверждено пособие для врачей «Восстановление психосоматического состояния человека методом воздействия программами резонансно-акустических колебаний» (2004 г.).
ПРАК успешно внедрена в санаторно-курортных комплексах Алтая (Россия) и Бад-Зекингена (Германия). В условиях санаторно-курортного стационара, применение ПРАК в комплексе с другими лечебными процедурами позволяет сократить количество необходимых сеансов по ряду процедур при достижении сопоставимых результатов.
Мотивированный репертуар ПРАК был записан и изготовлен на базе ведущей аудиозаписывающей компании во Фрайбурге (Германия), что позволило в значительной мере воссоздать и сохранить особую полифонию эффекта живой музыки, без искажения частотных и иных акустических параметров музыки, инструмента и исполнения. Высочайший профессионализм мастера виолончельного исполнительского искусства Сергея Судзиловского позволил максимально точно воссоздать и соединить все компоненты записываемой музыки, определяющие ее целебный эффект. Виолончель 1608 г., изготовленная итальянским мастером Андреолли, которая звучит в мотивированном музыкальном репертуаре, ведущими специалистами по музыко-резонансной терапии на основании результатов специальной метрологии, на правах полноправного участника проекта признана лучшим музыкальным инструментом не только по своим уникальным акустическим свойствам, но и по особому характеру звучания, соотносящемуся с живой человеческой психикой.
ПРАК успешно прошла экспертизу экспертного совета по международной оценке интеллектуальной собственности GRUR (Deutsche Vereinigung fur gewerblichen Rechtsschutz und Urheberrecht), что определило ее приоритетный и инновационный статус среди новейших безмедикаментозных медицинских технологий в Европе.
У истоков данного направления стоят работы, проведенные на базе Научно-исследовательского института энергоинформационного обмена и резонансных технологий Российской академии медико-технических наук «Бинар» (НИИ «Бинар»). Именно в стенах этого института проводились разработка и исследования оборудования и технологий медицинского назначения принципиально нового принципа действия и с принципиально новыми возможностями.
Замечателен тот факт, что правильная музыка здоровья, данная человечеству свыше, благодаря гению великих композиторов, и сегодня, как и на протяжении веков, дарует человеку свою целебную силу. Как и прежде человек пытается разгадать эту тайну веков, открывая в ней самые современные, актуальные возможности и инновационные технологии. Не случайно, богатый жизненный опыт и интуиция изобретателя и предпринимателя Б.Н.Анисимова способствовали созданию им проекта «Музыко-резонансная терапия» и ПРАК (Программы резонансно-акустических колебаний), объединению вокруг этой темы врачей и ученых самых разных направлений, и специальностей.
Участникам и гостям конференции впервые была предложена авторская восстановительная программа врача звукотерапевта Виктора Сурикова, с применением специальных резонаторов, изготовленных в Непале по заказу Института Здоровья и Медицинских Технологий. В течение четырёх дней, Виктор Суриков применял различные методики с резонаторами (созданными по аналогии с т.н. «тибетскими поющими чашами»), при этом проводилась объективная оценка состояния здоровья пациентов на аппаратно-диагностическом комплексе «ВАЛЕОСКАН» до и после сеансов — внимание было направленно на 22 органа иммунной системы человека. Результаты превзошли все ожидания. «ВАЛЕОСКАН» регистрировал улучшение показателей в среднем на 85%. Проводивший мониторинг врач терапевт Демурова Галина Сергеевна отметила, что таких результатов в её практике ещё не было. Во время итогового доклада по результатам проведённой работы, высокую оценку методикам дали гости из Германии профессор, врач психиатр, доктор Билиц и доктор Шотлер, которые также были в числе исследователей, получавших вибрационно-акустические сеансы с резонаторами, прфессор Билиц отметил что в Германии, США, и многих других странах применяют резонаторы, но подход российских специалистов во многом отличается и заслуживает внимания учёных. Таким образом, уже сегодня можно говорить об успешном развитии наряду с музыкотерапией, такого перспективного инновационного направления в медицине как звуко-резонансная терапия с резонаторами, которое в ближайшее время позволит внедрить в восстановительную медицину и курортологию безопасное и не лекарственное высокоэффективное направление. Этими и другими разработками в настоящее время уже занимается Институт Здоровья и Медицинских технологий академика, профессора Машкова Олега Алексеевича под руководством Генерального директора Сурикова Виктора Петровича.
Что же такое «тибетские поющие чаши» и каково их медико-терапевтическое воздействие? Хотя чашеобразные сосуды из металла используются монахами давно (в качестве посуды для еды, для масляных лампад), применение их в лечебных и/или ритуальных целях в качестве звучащих инструментов стало практиковаться относительно недавно. По разным сведениям чаши начали применять в Непале (было бы более правильно их называть не тибетскими, а непальскими или гималайскими) от 100 до 600 лет тому назад. По легенде их создавали из семи металлов, каждый из которых соответствует небесному телу солнечной системы — Золото/Солнце, Серебро/Луна, Ртуть/Меркурий, Медь/Венера, Железо/Марс, Олово/Юпитер, Свинец/Сатурн. В действительности же чаши в основном делаются из бронзы (сплав меди и олова) или из латуни (медь, цинк, иногда олово и другие металлы) методом ручной ковки. В старинных книгах по медицине воздействие чаш объяснялось тем, что они посредством звуковых колебаний «настраивают» вибрации внутренних органов человека, так как согласно древним представлениям все в мире состоит из энергии, которая приобретает форму тех или иных объектов с помощью колебаний определенной частоты. Таким образом, больной орган и здоровых орган человека излучают различные частоты, а в ходе сеанса акустического массажа больной орган «настраивается» на правильную частоту здоровья. Так же в восточной медицине принято говорить о воздействии на меридианы акупунктуры, гармонизации ауры, балансировании чакр, ведь каждой чакре соответствует определенная нота, поэтому, вероятно, на нее воздействуют звуковые колебания с той же частотой, т.е. семь нот основного звукоряда.
В современной медицине имеется свое объяснение воздействия резонаторов, отличное от древнего, но, тем не менее, подтверждающее положительное для здоровья человека влияние. Звучание резонаторов приводит к глубокому расслаблению, выбросу в кровь эндорфинов, освобождению от подсознательных блокировок, полученных в результате психологических травм, способствует более глубокому и спокойному сну, приносит облегчение при головной боли, усталости, бессоннице, расстройствах ЖКТ, комплексных или мышечных болях, расстройствах менструального цикла, эмоциональном дисбалансе.
Современная психиатрия также отмечает положительное влияние звучания резонаторов при лечении депрессии и других психических расстройствах, в том числе анорексии и булимии. Особенно важно, имея в виду деятельность санатория «Алтайский замок», то что сеансы звукового массажа с помощью резонаторов запускают механизмы реабилитации или самовосстановления человеческого тела.
В заключительном заседании участники конференции обменялись мнениями по заслушанным докладам и презентациям. Было подчеркнуто, что звуко-резонансная терапия уже играет значительную роль сегодня и имеет большое будущее в таких областях, как реабилитация, повышение иммунитета, коррекция психических и психологических расстройств, коррекции массы тела и др.
Материал предоставил санаторий «Алтайский замок», г. Белокуриха