On-line версия журнала «Санаторно-курортная отрасль»

для директоров и главных врачей санаториев
0
На главнуюЛечениеУчим быть здоровыми

Учим быть здоровыми

«Метод биологической обратной связи»* (БОС) разрабатывался отечественными учеными-физиологами порядка 40 лет, однако его активное внедрение началось совместно с развитием компьютерных информационных технологий. На сегодняшний день БОС завоевал широкую популярность в качестве инновационного метода восстановительной медицины, который помогает организму работать правильно и полноценно, восстановить его утраченные и укрепить существующие функции.
Привлекательность методики базируется на наглядном подходе — визуализации работы организма. Физиологичность метода заключается в приспособлении, адаптации к условиям внешней среды за счет совершенствования функций саморегуляции. В качестве наглядного примера можно привести реабилитацию после перелома верхней конечности. Известно, что пока кости срастаются, мышцы ослабевают и уже не выполняют прежней силы, объема движений. Мышцы «забывают», как работали до травмы.
Комплекс средств восстановительного лечения, в частности ЛФК, помогают «вспомнить» утраченные движения. Но их приходится выполнять месяцами, часто не добиваясь нужного результата. Почему? Нет обратной связи, нет контроля над правильностью выполнения каждого упражнения. То есть большинство из них не дадут ожидаемого эффекта. Если человеку предоставить обратную связь, он быстро поймет, как надо правильно выполнять упражнение, и тогда каждое движение станет результативным!
продолжение ниже

Кабинеты БОС. Многопрофильное решение «БОС — Здоровье»


•  профилактическая работа в образовательных и реабилитационных учреждениях
•  оздоровление часто и длительно болеющих детей, педагогов; коррекция поведения
•  улучшение концентрации внимания, памяти, повышение академической успеваемости, умение справляться со стрессом школьной жизни
•  адаптация к самостоятельной жизни, формирование навыков здорового образа жизни

«Кардиопульмонологический»
1. Медицинские показания: бронхиальная астма, острый и хронический бронхит, пограничная артериальная гипертензия, вегето-сосудистая дисфункция, гипертоническая болезнь I-II стадии, функциональные нарушения ритма сердца, реабилитация после перенесенного инфаркта миокарда, головные боли напряжения, мигрень
2. Медико-социальные показания: защита от стресса и психоэмоциональных перегрузок; индивидуальная и социальная адаптация, в т.ч. инвалидов; продление активного долголетия, повышение жизненного тонуса; избавление от чувства неуверенности в себе
«Опорно-двигательный»
•  улучшение и восстановление двигательной функции при патологических состояниях
•  повышение функции мышц
•  восстановление работоспособности спортсменов после травм и заболеваний
•  последствия заболеваний и травм центральной и периферической нервной системы
•  врожденные (кривошея, косолапость, вывих бедра, аномалии позвоночника и кисти) и приобретенные (нарушения осанки, сколиоз, остеохондропатии, остеохондроз, плоскостопие) заболевания опорно-двигательного аппарата
•  деформации опорно-двигательного аппарата при системных заболеваниях (ревматоидный артрит, подагра, гемофилия, несовершен. остеогенез)
•  последствия повреждений костей, суставов, мышц, сухожилий, сосудисто-нервного пучка
«Логотерапевтический»

1. Медицинские и медико-педагогические показания: заикание; логоневрозы; алалии, афазии; дисграфия и дислексия; дизартрия и дислалия; ринолалия, ринофония; расстройства фонации (на почве парезов и параличей гортани); функциональные дисфонии; нарушение темпа речи; речевая тревога; расстройства речи с нарушением слуха и зрения
2. Психолого-педагогические показания: подготовка детей к школе (защита от первичного стресса, укрепление устойчивости ЦНС), обучение технике чтения и речи дошкольников, школьников, студентов, развитие высших психических функций (мышление, память, интеллект и др.), развитие волевых качеств личности, повышение адаптационных возможностей организма
3. Профилактические показания: предупреждение нарушений голоса и речи, развития психосоматических заболеваний, оздоровление
4. Для повышения устойчивости к воздействиям стресса и психоэмоционального перенапряжения, связанных с высокими речевыми нагрузками
Комплекс психофизиологической подготовки беременных к родам (не имеет мировых аналогов!)
•  эффективная подготовка беременных к родам
•  общее оздоровление
•  снижение страхов и стрессовых реакций, предшествующих родам, болевых нагрузок в ходе родов
Комплекс коррекции зрения
•  оздоровление организма; диагностика функционального состояния зрительного анализатора
•  заболевания и функциональные расстройства зрения; стабилизация патологического процесса
•  предупреждение зрительного утомления вследствие стресса и последствий высоких зрительных нагрузок
Комплекс профилактики и лечения урологических и проктологических заболеваний Многократно повышает результативность традиционных упражнений тренировки мышц тазового дна!
•  профилактика и лечение проктологических и урологических заболеваний, предупреждение и коррекция сексологических расстройств
•  для детских учреждений предлагается комплекс «Профилактики и лечения урологических и проктологических заболеваний (детский)
Комплекс коррекции психоэмоционального состояния (рекомендован всем!)

1. Психопрофилактика у здоровых лиц для: поддержания высокой работоспособности, устранения проявлений усталости, переутомления, напряженности, тревоги и беспокойства; предупреждения развития стрессогенных расстройств (личностный и профессиональный стресс, внутрисемейные конфликты, супружеская адаптация); подготовки к работе с высоким уровнем нервно-психического напряжения (силовые структуры, педагогическая деятельность и пр.); коррекции девиантного и делинквентного поведения, самоутверждения
2. Пограничные психические расстройства: неврастения, обсессивный, тревожный и фобический, астено-депрессивный и астено-ипохондрический синдромы
3. Психосоматические и соматопсихические заболевания:
•  аллергический дерматит, бронхиальная астма, аллергозы, риниты, синуситы, акуфены, утрата вкуса и обоняния , нейродермит, псориаз
•  заболевания гастродуоденальной зоны, язвенная болезнь, хронические гастриты, колиты
•  вегетативные дисфункции, психогенные нарушения сердечного ритма, артериальная гипертензия
•  постинфарктная психологическая реабилитация; функциональные головные боли, психогенные двигательные расстройства (тики)
•  психогенные расстройства менструального цикла, вагинизм, психологическая реабилитация женщин с осложнениями беременности
•  пред- и послеоперационная психологическая поддержка хирургических больных
Комплекс коррекции психоэмоционального состояния (модификация для лечения алкоголизма, наркомании и т.д.)
•  нервные расстройства;
•  коррекция аддиктивных состояний, в т.ч. алкогольной и наркотической зависимости и профилактика заболеваний нервной системы
•  предупреждение последствий стрессовых реакций и психоэмоционального перенапряжения; оздоровление организма

Во время занятий на комплексах БОС на тренируемую конечность накладывается датчик, регистрирующий сигнал работы мышц. Эти данные преобразуются в цифровой вид, обрабатываются компьютерной программой и выдаются в графическом виде на монитор. Таким образом пациент может увидеть алгоритм сокращения мышц. Если добавить к выполнению упражнения мотивацию, например, дать обратную связь в форме игры — эффект от восстановительных упражнений возрастает многократно. Обязательным компонентом метода являются инструкции специалиста БОС. Он контролирует и направляет в нужное русло желания и действия пациента, поощряет его успехи, изменяет условия проведения сеанса для достижения наилучшего результата.
Но не стоит думать, что данная методика нужна только для реабилитационных мероприятий. Расширим рамки нашего представления о БОС: занятия позволят скорректировать любую функцию организма (дыхание, речь, зрение, внимание и т.д.). Это осуществляется путем регистрации сигналов: частоты дыхания, пульса, ритмов головного мозга, биоэлектрических сигналов мышц. Для того чтобы освоить методику достаточно иметь устойчивую мотивацию работать над собой и стать здоровым.
Возможности метода в коррекции и совершенствовании функций организма практически безграничны. Основной принцип функционирования комплексов — синхронизация работы дыхания и сердечно-сосудистой деятельности, путем выработки уникального типа дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС), когда включаются адаптационные (резервные) возможности организма.
В настоящее время БОС находит активное применение в санаториях, специализирующихся по лечебным профилям: кардиология, пульмонология, аллергология, отоларингология, курортология, спортивная медицина, реабилитология, логопедия, психотерапия, неврология, психиатрия, психология, наркология, гастроэнтерология, дерматология, офтальмология, ортоптия, ортопедия, травматология, гинекология, андрология, хирургия (пред- и постоперационный периоды), сексология, проктология, урология, геронтология.

Вывод: пример «Новой школы» далеко не единственный, уникальная сертифицированная лишенная абсолютных противопоказаний методика БОС займет достойное место и в перечне санаторно-курортных услуг. Пациенты разных возрастных групп будут заинтересованы в процедурах, которые помогут здоровому человеку обеспечить совершенное функционирование организма, больному — дать инструмент раскрытия и использования резервов организма с лечебной целью. Методика может быть дополнением к реабилитационным программам или самостоятельным методом выработки дыхания с запуском адаптационных возможностей организма.

* — см. статью Г.Н. Пономаренко «Инновационные технологии в физиотерапии» (N3(5), 2010 журнала «Санаторно-курортное оснащение»)

 

 

Пример внедрения методики БОС-Здоровье

 

Из беседы с В.В Тетериной, заместителем директора по научной работе МОУ СОШ № 184 «Новая школа» г.Екатеринбурга, высшая квалификационная категория, по материалам Цыняевой М.А., Кипрушкиной О.А., учителей здоровья:

Кабинет БОС-здоровье, оснащенный тренажерами БОС—»Дыхание» и современными компьютерами, начал работу в нашей школе в 2003 году. В условиях повышенной физической и психической нагрузки комплексная реализация программ «БОС-логотерапевтический» и «БОС-психоэмоциональный» позволила создать базу для оздоровления и формирования здорового образа жизни каждого ребенка.
В нашей школе мы поставили следующие задачи:
1. Научить детей использовать приборы и программы БОС.
2. Определить уровень соответствия показателей здоровья.
3. Улучшить эмоциональное и психическое здоровье детей.
4. Сформировать навыки здорового образа жизни.
Курс оздоровительной дыхательной гимнастики по методу БОС состоит из 3 теоретических и 12-ти практических занятий. Формы проведения занятий: групповые и индивидуальные. В «Новой школе» проводятся уроки здоровья у адаптационных классов (1–5), индивидуальные занятия у детей по медицинским показаниям, выпускных классов перед экзаменами, учащихся по программе БОС-логотерапевтический и БОС-психоэмоциональный, по просьбе родителей, педагогов. Занятия посещают и учителя. Я, например, всегда дышу на пятерку.
Как проходят занятия?
В начале учебного года мы набираем группы детей. Задачей занятия ставится выработка диафрагмально-релаксационного типа дыхания. Для этого необходимо 2 этапа:
1. Подготовительный этап: в доступной форме преподносятся знания о дыхательной системе, газообмене, правильном дыхании, методике БОС, дети знакомятся с приборами, учатся прикреплять датчики, обучаются этапам работы с программой и приемам расслабления, осваивают технику диафрагмально-релаксационного дыхания без приборов БОС.
2. Основной этап включает 12 практических занятий: освоение, постановка, формирование и закрепление навыка диафрагмально-релаксационного дыхания под контролем тренажера БОС. Каждое практическое занятие имеет 2 периода: тренировки и отдыха. В период тренировки предъявляются звуковые и зрительные сигналы обратной связи, с помощью которых контролируется и корректируется правильность выполнения задания и формируется навык управления своим дыханием и величиной дыхательной аритмии сердца (ДАС). Зрительные сигналы обратной связи представлены в игровых сюжетах, успешность результата зависит от правильности вдоха и выдоха. В период отдыха сигналы обратной связи не предъявляются, переключается внимание на слайды («города мира», «животные», «рыбы», «природные явления»). Время периода тренировки постепенно увеличивается от 2-х до 4-х минут. Период отдыха от 1-ой до 2-х минут. Общее время сеанса также увеличивается постепенно от 10-ти до 24-х минут. В конце каждого занятия наши ученики делятся своими эмоциями от урока, наклеивая специальные наклейки, выражающими их настроение (наша разработка).
Для оценки результатов в «Новой школе» разработаны паспорта здоровья, где отслеживается не только величина ДАС, частота дыхания, но и психо-эмоциональное состояние.
Каковы результаты занятий БОС?
Большинство учащихся отмечают, что освоили навык диафрагмального дыхания, научились расслабляться, стали хорошо разбираться в компьютерной программе и могут научить других детей и своих родителей. Все учащиеся с большим желанием повторно проходят сеансы БОС, быстро вспоминают навык дыхания и показывают высокие результаты. По окончании учебного года проанализирована эффективность: после 10–12 занятий у детей повышается показатель ДАС, что свидетельствует об улучшении функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной систем и самочувствия детей.

Комплексы БОС можно приобрести в компании «Вита Техника» по ценам производителя
Тел. (34377)7-40-97, 7-29-80
e-mail: info@vt66.ru
www.vt66.ru

УжасноПлохоСойдётХорошоОтлично (Пока никто не голосовал)
Загрузка...
Читайте также
Итоги Международного научно-практического Форума «Российская неделя здравоохранения-2019»
Елена Курнявкина: «Наши 3 звезды крепкие, как четвёрки в Турции или Тайланде!»
Наталия Фоминых: «Мне повезло – я живу в Анапе!»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Версия для скачивания

Свежий выпуск

2(40)скачать в pdf >>Посмотреть содержаниевсе выпуски >>