Сочи выиграл от снижения курса рубля
Резкое снижение курса рубля привело к росту внутреннего туризма и положительно сказалось на уровне загрузке отелей в Сочи, говорится в отчете Cushman & Wakefield «Туристский рынок Сочи 2014–2017».
По данным ведущих туроператоров России, спрос на поездки по международным направлениям сократился на 60 %, при этом на внутренних направлениях спрос увеличился на 40 %
Проведение зимних Олимпийских игр в 2014 году, как и предполагалось, повысило интерес внутреннего потребителя к Сочи. Новое гостиничное предложение, широкие конференц-возможности города привлекли в 2014 году более 87 крупных мероприятий, на следующий год запланировано уже 115 мероприятий, включая Международный турнир по хоккею среди женских команд, Кубок мира и Европы по санному спорту, гастроли Цирка дю Солей. В 2014 году в Сочи впервые проводилась Всемирная Олимпиада роботов, а также этап гран-при «Формулы 1» в России.
Однако событийный ряд, предлагаемый в Сочи, пока не достаточен для загрузки всей гостиничной базы, а мероприятия носят, в основном, локальный характер – порядка 35 % мероприятий имеют международный статус, остальные – российский.
По данным Cushman & Wakefield эффект от Олимпийских игр, выразившийся в резком росте загрузки отелей в феврале (до 70–80 %), был кратковременным. «Эффект любопытства», на который рассчитывали отельеры, не сработал: в связи с событиями в Крыму внимание властей было переключено в марте–апреле с Сочи на Крым, дешевые перелеты были организованы именно в этом направлении, и массового наплыва желающих посмотреть на постолимпийский Сочи не было.
В то же время, несмотря на многократное увеличение объема рынка, в летний сезон гостиницы были заполнены практически полностью. Хотя спрос остается чувствительным к цене, заполняются как дорогие, так и дешевые отели.
Цены на размещение в целом по Сочи существенно разнятся и в зависимости от качества средств размещения колеблются от 750 руб. в некатегорийных средствах размещения до 20 тыс. руб. и выше за стандартный номер в сутки в отелях верхнего сегмента. При этом между «ценой от стойки» и средней ценой продажи номера (ADR) есть значительная разница, что объясняется повсеместной практикой предоставления сезонных скидок, достигающих 80 % и более от стоимости номера.
Средние цены продажи (ADR), учитывающие скидки низкого сезона и прочие колебания цен, в качественных гостиницах колебались в 2014 году в широком пределе от 1,5 тыс.до 5,5 тыс. и выше. В целом же из-за «перегретости» рынка новым предложением, гостиницы не смогли удержать цены на уровне, соответствующем их классу: пятизвездные отели торговались на уровне 4,5–6 тыс. руб. (без НДС и прочих услуг), тогда как для такого уровня отелей стоимость в Москве составляет 9–10 тыс. руб. и выше. На период Олимпиады для гостиниц уровня «пять звезд» устанавливалась цена в 324–426 долларов (без завтрака), что примерно отражает реальную стоимость услуг отелей такого уровня.
За последние два месяца, в течение которых продолжалось существенное ослабление рубля, наблюдался активный отток туристов с зарубежных направлений и переориентацию их на внутренний турпродукт. По данным ведущих туроператоров России, спрос на поездки по международным направлениям сократился на 60 %, при этом на внутренних направлениях спрос увеличился на 40 %.
Сочи также удалось воспользоваться ростом спроса: в горнолыжном кластере основные гостиницы были зарезервировны еще в августе-сентябре. В настоящее время в декабре можно купить отдельные номера, но на январь уже практически нет свободных номеров, хотя отели держат квоту для бронирований «последней минуты». Февраль также выглядит достаточно перспективно: загрузка планируется на уровне 60–70 %, даже несмотря на отсутствие устойчивого снежного покрова.
По мнению Марины Смирновой, партнера, руководителя отдела гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield: «На краткосрочную перспективу Сочи останется центром внутреннего туризма, причем пока преимущественно традиционных его видов – пляжного отдыха и активного отдыха в горах. Однако, продолжение административной и маркетинговой поддержки Крыма будет способствовать оттоку от Сочи наиболее массовой и лояльной клиентуры – чувствительных к цене клиентов и «ностальгический» спрос. При этом ослабление рубля будет и дальше способствовать стимулированию спроса на Сочи со стороны представителей среднего класса, традиционного потребителя зарубежных туристических услуг. Мы полагаем, что при активизации маркетинговой стратегии курорта в целом, а также при решении транспортной проблемы (дорогие авиабилеты) спрос на Сочи может увеличиться относительно текущих показателей на 15–25 %».
Источник: http://www.horeca-magazine.ru