On-line версия журнала «Санаторно-курортная отрасль»

для директоров и главных врачей санаториев
0
На главнуюМаркетинг и PRНовые тренды в современной курортологии

Новые тренды в современной курортологии

Сейчас трудно найти в России санатории, которые не рекламировали бы так называемые СПА-услуги. Что же на самом деле они из себя представляют? Откуда этот термин появился в нашем сознании и в нашей деятельности, и, что самое главное, как меняются клиентские потребности?

Расшифровка термина Spa (sanus per aquam — здоровье с помощью воды) известна давно.

Еще в древние времена врачи считали термальные источники универсальным лекарством. Длительным пребыванием в горячей воде, бьющей из-под земли, они лечили ревматизм, простудные заболевания, воспаления мочеполовой системы и бесплодие.

Роль гигиены в виде тепловых воздействии и водных процедур систематизировали римляне. До нашего времени дошла слава о римских термах, которые располагались на целебных источниках. Еще до того, как люди занялись изучением состава термальных вод, они заметили, что вода определенного источника помогает в лечении тех или иных болезней.

Термальная минеральная вода поступает почти из километровой глубины и имеет на выходе температуру 20-39 ºС. Источники могут содержать в своем составе бром, йод, кальций, железо, фтор, хлор, магний, натрий и другие, биологически активные и минеральные вещества. Чем горячее источник, тем больше его минерализация: концентрация в нем полезных веществ повышается. Поэтому температура является одним из основных факторов, влияющих на химический состав и лечебные свойства вод.

Так что если Ваш санаторий имеет на своей территории термальный источник или минеральную воду, Вы смело можете говорить о Spa-курорте. Или, как это называется на западе, Mineral Springs Spa.

А если такого ресурса нет, говорить о СПА-услугах некорректно. А как же городские СПА-салоны, спросите Вы? Городские предприятия с приставкой Spa- появились во время отраслевого кризиса салонов красоты в Европе и США. Итальянские и американские маркетологи приравняли процедуры на основе морских водорослей (талассотерапию) в городских условиях к целебному эффекту морской и термальной воды. Вот так термин приобрел значение быстрого восстановления здоровья с помощью воды и продуктов моря. Но для загородных курортов данное определение не работает. Это профанация, и потребитель это уже начинает понимать.

Термин СПА в России оказался совершенно не защищенным от посягательства разных проходимцев и дельцов. Если в Австрии, Англии есть общественные организации, которые стараются охранять термин, а в Таиланде министерство регулирует использование данного бренда, то в России и остальном мире ситуация гораздо хуже. Проблема в том, что сложно под искусственно созданный термин придумать обоснование, стандарты и классификаторы.

Если разобраться, часть услуг так называемого СПА относится к релаксационным и антистрессовым, далее следуют процедуры для тела в виде талассотерапии, процедуры ухода за кожей рук и ног, бальнеологические процедуры и т. д. Была также попытка создания бренда Medical Spa, но здесь все совсем запутались, и распространения этот термин не получил.

На последней выставке «Интершарм — 2012» (отраслевая косметологическая выставка — прим. ред.) в Москве перед стоянкой в Крокус Сити, я увидел вывеску «Spa-мойка», которая лично у меня вызвала только негативные ассоциации. Искренне жаль, что не удалось сберечь истинное значение слова СПА. Это еще одно подтверждение тому, что искусственно созданные бренды, не имеющие твердую основу, обречены, сколько сил и средств не вкладывай.

Что говорить об этом, если для носителей английского языка термин «sanatorium» означает психиатрическую больницу, и у них меняется выражение лица, когда они слышат это слово, а для российского населения оно вполне благозвучно.

Так как же быть? Какой модный термин имеет высокий и стабильный тренд на мировом рынке и может привлечь клиентские потоки в отечественные санатории, которые в целом переживают не лучшие времена?

С каждым годом все больше россиян со средними и высокими доходами устремляются за границу за оздоровлением и омоложением. По личным подсчетам, каждый год на отдых, оздоровительные, лечебные и косметологические услуги россияне тратят за границей более миллиарда евро.

 

Есть ли тренд для санаторно-курортной отрасли?

В течение последних нескольких лет самая богатая продвинутая публика из России ездит за границу уже не в СПА, а Wellness-клиники. Например, изучая этим летом европейский рынок оздоровительных услуг, я обнаружил, что более сорока процентов клиентов таких клиник и курортов — россияне. Во время своей «разведывательной поездки» по курортам Франции и Испании, я разговаривал с нашими соотечественниками и расспрашивал, что именно привлекает их в Wellness. Ведь это дорогое удовольствие, в зависимости от класса номера и программы оздоровления сутки пребывания стоят от 500 до 2000 евро. И знаете, что они сказали? Wellness-клиники напоминают им наши санатории, но только в современном исполнении, и, что для всех платежеспособных клиентов важно, с высоким уровнем сервиса. Они также говорили, что если в России появятся такие же учреждения, они готовы часть бюджета потратить на российских курортах.

 

Так что же такое Wellness?

Почему Wellness так напоминает россиянам наши санаторно-курортные предприятия?

Все потому, что современное понятие Wellness, с точки зрения используемых технологий, это современные методики ЛФК и фитнеса, инструменты профилактической медицины, бальнеологии, современной физиотерапии и косметологии в сочетании с диетическим рациональным питанием. Теперь становится понятным, чем Wellness напоминает санаторно-курортный комплекс. Если все эти элементы есть почти в каждом санатории, так можно ли его назвать Wellness-учреждением?

Наличие аналогичных подразделений еще не означает, что это Wellness. Wellness — это, прежде всего, современная философия здорового образа жизни, требующая современно мыслящего руководства, врачей и медсестер, а также функциональную связь между всеми элементами программы.

 

Для лучшего понимания проведем маленький исторический экскурс.

Понятие Wellness и вместе с ним философия Wellness были впервые развиты американцем, доктором по имени Хэлберт Дан в 1959 г. В основе его подхода лежало представление о том, что здоровье человека определяется не только физическим благополучием, но здоровьем тела, души и разума. Дан назвал это состояние Wellness или полным личным удовлетворением высокого уровня.

Другие англоязычные авторы, такие как Ардел, Трэвис, Бенсон-Стюарт и Гринберг- Динтимен, подхватили термин Wellness и стали использовать в своих публикациях о здоровье, обозначая им здоровье в широком смысле.

Многообразие значений слова Wellness в англоязычном мире, тем не менее, не мешает увидеть некоторые общие черты в различных определениях: важность стиля жизни, ответственность за свое здоровье и использование человеческого потенциала для улучшения качества жизни. В русском языке слово Wellness в основном используется для обозначения состояния физического и душевного благополучия.

Для одних людей оно обозначает отдых, спокойствие, расслабление на дорогих курортах, для других — «фитнес для ленивых», третьи рассматривают Wellness как реабилитационную методику, которая способна мягко и не причиняя вреда скорректировать физиологические нарушения.

Wellness как система оздоровления — это комплекс оздоровительных услуг высокого класса на базе реабилитационных программ и специально подобранных бальнеологических и физиотерапевтических программ, составляемых с учетом данных медицинской диагностики и комплексного медицинского тестирования. Сочетание современных методик ЛФК и фитнеса, физиотерапевтических и бальнеологических  процедур с диетическим, функциональным питанием позволяет усилить действие отдельных программ и закрепить полученные результаты.

Получается, что есть тренд, который подходит для санаторно-курортных предприятий при соответствующем оснащении и обучение персонала. И тогда недалек тот день, когда финансовые потоки вместо западных курортов начнут поступать в бюджеты наших санаториев.

 

Автор: М.И.Кочиашвили, к.м.н., президент федерации Spa&Wellness

УжасноПлохоСойдётХорошоОтлично (Пока никто не голосовал)
Загрузка...
Читайте также
Итоги Международного научно-практического Форума «Российская неделя здравоохранения-2019»
Елена Курнявкина: «Наши 3 звезды крепкие, как четвёрки в Турции или Тайланде!»
Наталия Фоминых: «Мне повезло – я живу в Анапе!»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Версия для скачивания

Свежий выпуск

2(40)скачать в pdf >>Посмотреть содержаниевсе выпуски >>