Время перемен, или гостиничный БУМ-с?
Начавшись за океаном с банкротства ряда крупнейших банков и инвестиционных компаний, кризис постепенно овладел умами как бизнесменов, так и простых людей. И если сначала рассуждения аналитиков о вреде кризиса носили больше теоретический характер, а ухудшение почувствовали в основном биржевые игроки, то вскоре дела пошли хуже практически у всех. Негативные изменения произошли и в гостиничной индустрии.
У страха глаза велики?
Во-первых, из-за кризиса в строительной сфере пострадали проекты новых гостиниц, многие из них были заморожены. Отельеры не спешат даже при наличии средств на реализацию проектов – опыт показывает, что во время экономических потрясений цена на недвижимость падает и, соответственно, снижается цена за номер.
Во-вторых, снижается активность как обычных, так и бизнес-туристов. Падение благосостояния и рост цен вынуждает многих экономить и отказываться от поездок, как за рубеж, так и по стране. Гостиницы практически всех крупных городов отмечают снижение показателей ADR и RevPAR. Однако на фоне западных соседей российский гостиничный бизнес выглядит более стабильным – заполняемость отелей упала на 4%, цена за номер выросла на процент, а средний доход с одного номера упал на 3%. Показатель RevPAR московских отелей остается самым высоким в Европе – ночь в столичной гостинице в среднем стоит 214 евро (в Лондоне – 154 евро).
Об относительной стабильности российского гостиничного рынка свидетельствует и приток западных инвестиций. Зарубежные компании стремятся сохранить и приумножить свои средства, развивая бизнес в России. Ведь хотя финансовые трудности в полной мере коснулись и нашей страны, прибыльность отечественных гостиниц остается на необычном для Европы уровне, во многом благодаря недостаточному предложению – например, за пределами столиц западные эксперты насчитали лишь 7 отелей высокого класса. Возможно поэтому, несмотря на снижение турпотока (с начала года оно составило 10-12%), российские отельеры пока чувствуют себя уверенно.
Но аналитики предсказывают изменение ситуации к худшему уже в самое ближайшее время: упадет спрос на конференц-услуги, заметно снизится загрузка загородных отелей, возникнут проблемы с новыми проектами. Худший вариант развития событий – стагнация отрасли и возвращение «к началу». Вероятно, меньше всего пострадают гостиницы высокого класса, основную массу постояльцев которых составляют зарубежные и российские бизнесмены.
Минус на минус равно плюс
Какие же меры могут предпринять отечественные отельеры для того, чтобы минимизировать последствия кризиса? Разумеется, с глобальными причинами гостиничный бизнес ничего поделать не сможет, и влияние рецессии будет ощущаться, несмотря на любые действия. Тем не менее, значительно ослабить удар кризиса под силу всем участникам рынка.
В первую очередь, необходимо сократить операционные издержки – тщательно проанализировать, что приносит доход, а что лишь отбирает ресурсы. При этом важно чувствовать ту грань, когда сокращение расходов вредит качеству услуг и престижу заведения – этого допускать ни в коем случае нельзя.
Несмотря на сложности, нужно развивать перспективные направления деятельности – вводить новые услуги (аренда конференц-залов и др.).
Для привлечения посетителей логичной мерой представляется снижение цен на размещение – однако «логично» не всегда означает «правильно». Некоторые отели уже пошли на такой шаг, но, против ожиданий, загрузка увеличилась весьма незначительно, а поднять цены уже не представляется возможным. Здесь необходимо учитывать, что кризис рано или поздно закончится, а вернуться на прежний уровень доходности удастся далеко не сразу. Есть противоположные примеры – увеличение цен на размещение до 20%. К заметному изменению спроса это также не привело. Может помочь гибкая ценовая политика, однако российское законодательство существенно затрудняет частое изменение цен.
Пожалуй, лучший вариант – увеличить ценность гостиничного продукта для клиента: не снижать цену, а включить в нее дополнительные услуги: например, лишнюю ночь проживания, процедуры в косметическом салоне или бесплатный ужин в ресторане. Необходимо поощрять постоянных клиентов – помогут скидки, различные услуги и т.п.
Сегодня многие стремятся сэкономить на персонале – проводят сокращения заработной платы и увольнения. В большей степени это касается административно-финансового персонала, специалистов по новым проектам и пр. Здесь необходимо помнить, что сокращение заработной платы и рабочих мест – крайне серьезная мера, которая применяется только тогда, когда есть угроза существованию организации. Недопустимо делать это лишь из соображений «где бы еще сэкономить» – ведь люди являются ценнейшим ресурсом любой компании. Сократив фонд оплаты труда, можно потерять намного больше из-за снижения мотивации и ухудшения качества услуг. Выгодным для отельеров аспектом кризиса станет уменьшение текучести кадров – сегодня работники больше дорожат своим местом и менее склонны к поиску новой работы с неочевидными перспективами. Возможно, гостиничный бизнес испытает и приток рабочей силы из других отраслей.
Если существуют проекты открытия новых заведений, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против». При этом лучше довести начатое до конца, даже если это будет стоить значительных усилий. Заморозка текущего проекта иногда требует средств, сравнимых с его продолжением.
Возможно, следует изменить схемы работы с поставщиками и подрядчиками и попробовать пересмотреть условия сотрудничества, сделав их более выгодными.
Также можно использовать это время для формирования конкурентных преимуществ в будущем, подтянуть слабые места, решить проблемы, до которых раньше руки не доходили.
Не стоит отказываться от рекламы полностью, можно выбрать недорогую и эффективную площадку – Интернет, а также обратить внимание на годовые пакеты печатных и онлайн изданий.
Помните, как бы ни был глубок кризис, он несет в себе не только банкротства, отказ от перспективных проектов и увольнения. Это переломный момент, испытание для всех участников рынка. Несомненно, слабые игроки будут вынуждены уйти с рынка. Прежде всего, это те, кто не сможет оптимизировать работу своей организации, сократить ненужные издержки и вместе с тем – повысить качество оказываемых услуг. Принцип естественного отбора никто не отменял – в бизнесе останутся наиболее сильные и приспособленные, те, кто может распознать новые возможности и воспользоваться ими. Некоторые эксперты считают, что сложившаяся ситуация заставит отельеров, наконец-то, обратить внимание на отели среднего класса.
Мнения экспертов
Дмитрий Крутиков, руководитель проектов УК «РосЕвроОтель»
Безусловно, кризис оказал серьезное влияние на гостиничный бизнес. Многие новые проекты если и не закроются, то, как минимум, будут лишний раз переоценены. Привлечение кредитного финансирования, как наиболее распространенного инструмента образования инвестиционной составляющей проекта, становится практически невозможным.
Рассчитывать на поддержку государственных структур в это время было бы ошибочным. Порой, несмотря на статус гостиничных комплексов как социально-значимых объектов региона, бюрократические структуры создают немалые барьеры на пути реализации проекта.
Планы по созданию гостиниц высшей категории, в условиях с перекредитованием, выглядят достаточно облачно, поэтому уже сейчас многие инвесторы заинтересованы в большей степени в строительстве недорогих гостиниц уровня 2-3 звезды. Что касается зарубежных инвесторов, несмотря на туманные перспективы гостиничного девелопмента, они не отказываются от своих, порой амбициозных, проектов.
Александр Гендельсман, генеральный директор AZIMUT Hotels Company
Ни одна сфера бизнеса не может оставаться в стороне от глобальных тенденций мировой экономики. Гостиничный бизнес оказался значительно менее чувствителен к кредитному кризису, чем многие другие отрасли, но и он не стал исключением. В первую очередь пострадали инвестиционные компании, активно заявлявшие в течение всего года о проектах по строительству отелей. Большинство из них работают за счет кредитов, поэтому сейчас часть проектов уже заморожена.
На управляющих компаниях кризис также не замедлил сказаться. На всех уровнях происходит оптимизация затрат. Наша сеть также пересмотрела некоторые статьи расходов: мы сократили затраты на маркетинг, командировки и логистику, стали использовать более бюджетные рекламные ходы, нетрадиционные виды рекламы.
Из позитивных последствий кризиса отмечу снижение цен на недвижимость и услуги в ближайшем будущем, что даст возможность уменьшить капитальные и операционные затраты и развиваться более динамично, кроме того, сильные игроки получат шанс окрепнуть и опыт работы в кризисное время.
Сергей Колесников, генеральный директор «ГОСТ Отель Менеджмент»
Происходит стагнация – уменьшение доходности за счет уменьшения клиентского потока. Мы находимся в процессе падения, и глубина его еще не известна. Первое, по чему ударит кризис – это загородные гостиницы. А вот сегмент luxury пострадает минимально.
Пути уменьшения воздействия кризиса примерно одинаковы для всех – оптимизация штатного расписания, структуры. Это большущий комплекс работ, который не ограничивается только сокращением заработных плат или персонала. Как правило, такой однобокий подход приводит к большим проблемам – к снижению качества и невозможности исполнения самих задач.
Экономить можно на всем – это первично. Кризис отрезвляет, появляются новые каналы и возможности. Каждый руководитель обязан проанализировать каждый маленький ручеек вытекающих денег, чтобы сделать этот ручеек еще меньше: только так можно сохранить предприятие.
Кризис абсолютно не усилит заинтересованность инвесторов в создании недорогих отелей. Гостиничный бизнес – это часть коммерческой недвижимости. Вначале развиваются объекты luxury-сегмента, потом – «4 звезды», затем – «3». В сегмент «3 звезды» можно выходить, имея только удачные площадки и четкую политику продаж.
Маргарита Терешкина, заместитель управляющего природного курорта «Яхонты»
Из-за изменения экономической ситуации в Европе, неизбежно сказавшейся на въездном гостиничном потоке, возникла кризисная реакция российского рынка гостеприимства, что привело к остановке большинства проектов. Загрузка действующих объектов, конечно, снизилась, но не критично. Спад деловой активности ударил, прежде всего, по верхнему сегменту, например, многие компании для размещения сотрудников пересмотрели ценовую категорию номеров во время бизнес-визитов. Загородным гостиницам кризис может быть на руку: так как выехать заграницу станет дорого, особенно для не долгосрочного пребывания, альтернативным вариантом может стать отдых в Подмосковье.
Чтобы сгладить воздействие кризиса на гостиницу, следует адаптировать концепции предложения, сокращать операционные расходы отеля любыми способами и искать новые каналы продаж. Критическая ситуация заставляет бороться, принимать нестандартные решения. В этой связи уместно вспомнить, что в китайском языке слово «кризис» и «шанс» обозначаются одним иероглифом. Это шанс задуматься, проанализировать ситуацию и риски, выйти на рынок с более глубоким пониманием бизнес-процессов. Кроме того, после кадрового голода, который существовал до недавнего времени, на рынке появились хорошо подготовленные люди, готовые умерить свои зарплатные ожидания.
Источник: ProHotel.ru