Как загрузить санаторий в межсезонье?
Для подавляющего большинства санаториев наиболее актуально стоит вопрос, как обеспечить загрузку без сезонных спадов. И, конечно же, спасением здесь должны быть медицинские программы.
Ведь лечение необходимо круглый год. Более того, в «низкий курортный сезон» это делать наиболее правильно по нескольким причинам:
- Это период обострения хронических заболеваний;
- Погодные условия гораздо более благоприятны для лечения, нет экстремальной жары, которая часто противопоказана для пациентов с сердечно-сосудистыми и другими заболеваниями;
- Уже спадает поток отдыхающих, которым нужен активный, шумный отдых, и в здравницах наступает период, когда собираются гости, приехавшие именно лечиться. Обстановка становится наиболее комфортной и благоприятной.
Порой тот факт, что у санаториев бывает «низкий» сезон вызывает удивление. Ведь это не гостиницы и не базы отдыха, и должны быть заполнены круглогодично. Тем более что количество санаториев за последние 15-20 лет сократилось более, чем в 3 раза.
Анализ текущей ситуации в санаторно-курортной отрасли говорит сам за себя.
Санатории практически не проводят рекламные кампании, направленные на продвижение своих медицинских программ. Поэтому и получают клиентов только за счет так называемого «сарафанного радио», т.е. приехавших по рекомендации своих знакомых, либо постоянных клиентов.
Никто не спорит — «сарафанное радио» — лучший рекламный канал. Но, как показывает практика, его бывает не достаточно для достижения стабильной загрузки санатория.
В то время как туристические агентства — наиболее важный и развитый сегодня канал продвижения санаторно-курортных услуг — в случае с продвижением медицинских программ не могут быть помощниками санаториев в силу того, что не обладают специализированными знаниями и не знают многих нюансов, которые позволили бы им продавать медицинские продукты здравниц.
Хочу вместе с вами вспомнить, что санатории в Советском Союзе были одним из важнейших звеньев в цепочке «стационар — поликлиника — реабилитационный центр/санаторий», без которого была немыслима настоящая медицина.
Конечно, есть свои особенности и свои важные направления в работе каждого учреждения. И нельзя сказать, что какое-то одно более важно, а другое менее. Самое главное — это синхронная работа всех трех звеньев.
Каждое из этих учреждений на определенном этапе решает свои задачи. Высокотехнологичные и сложные операции и лечение проводятся в специализированных стационарах. Но если говорить о стратегическом развитии медицины и если мы хотим реально улучшить уровень здоровья населения, то следует сделать акцент на профилактическую и реабилитационную медицину.
Реализовать многие аспекты профилактической медицины можно, по сути, в двух типах учреждений: поликлинике и санатории. Но врачи поликлиник настолько загружены рутинной работой, что у них практически не остается времени на профилактическую работу.
Если говорить о серьезном подходе к профилактике, сегодня ею заниматься можно только в санатории. Именно здесь есть возможность долговременного контакта с врачом. Я уже не говорю о профессионализме и опыте наших курортных врачей. Ведь подготовки этой специальности фактически нет в медицинских ВУЗах, и специалисты, выращенные нашими санаториями, буквально на вес золота. Профилактическая работа требует колоссального терпения и глубокого понимания физиологии человеческого организма, а также полноценного контакта с пациентом. Только при этих условиях есть возможность реально помочь человеку выйти из состояния болезни, либо изменить стереотипы поведения, которые привели или могут привести к серьезному заболеванию.
Санатории специально были созданы с этой целью. Это уникальное достояние России и стран, ранее входивших в СССР. Аналога в мире нашей санаторно-курортной системе просто нет. За рубежом представлены либо spa-отели, в которых медицина сведена до минимума, либо серьезные медицинские центры, несущие ту же функцию, что и наши отечественные стационары.
Именно в санатории используются по максимуму факторы, наиболее близкие к основным физиологическим регуляторным системам организма, гармонизирующие внутреннее состояние человека. Кроме этого, многие санатории сегодня оснащены самой современной диагностической базой, позволяющей в комфортной курортной обстановке проводить полноценные восстановительные и реабилитационные курсы.
Совершенно очевидно, что для развития санаторно-курортной медицины необходимо восстановление связи с врачами из стационаров и поликлиник.
Вот уже год, как существует Центр санаторно-курортной медицины, уникальная организация, целенаправленно занимающаяся восстановлением связи между врачами городских ЛПУ и санаториев.
Накопленный опыт говорит о следующем:
Проблема в том, что связка между врачами стационаров и поликлиник утеряна. В медицинских ВУЗах не дают даже основ знаний по курортологии. Общение с большим количеством врачей Московских клиник сотрудников нашего Центра наглядно показало, что врачи подчас даже не задумываются, что санатории еще существуют и, более того, оказывают серьезную медицинскую помощь.
Исторически сложилось, что сегодня санаторно-курортные услуги продают туристические агентства, и в санаторий приезжает «турист» с перенесенным инфарктом миокарда или с заболеванием опорно-двигательного аппарата. Фактически, нет системы, на которую могли бы опереться лечащие врачи городских ЛПУ, чтобы направить своих пациентов в санаторий на долечивание или профилактический курс.
От санаториев необходимы консолидированные действия по информированию врачей и возможностях санаторно-курортной медицины.
Итак, какие же действия необходимы для получения потока пациентов от врачей городских ЛПУ:
1. Создание методических рекомендаций для врачей по видам санаторно-курортного лечения. У врачей существует огромный дефицит информации о показаниях, противопоказаниях к санаторно-курортному лечению, видах лечения и их клинической эффективности и др.
2. Организация выездных конференций по восстановительному, реабилитационному, профилактическому лечению на базе лучших санаториев. Увидев санаторий, попробовав на себе услуги, пообщавшись с коллегами-врачами санатория, врачи городских ЛПУ начинают понимать, каких пациентов необходимо направлять в данный санаторий.
3. Создание рейтинга санаториев. Необходимо показать более молодой целевой аудитории 35-50-летним людям, что есть санатории, в которых сервис и медицина не уступают зарубежным и перевести на санатории часть выездного потока туристов.
4. Интернет-продвижение на медицинских порталах медицинских программ и услуг санаториев. Загляните на любой медпортал. Там представлено много разных медучреждений, а санаториев почти нет. Соответственно, и у врачей, и у пациентов, не возникает понимания, что в санаториях реально можно лечить различные заболевания.
5. Санатории должны быть представлены на специализированных врачебных выставках и конференциях.
6. В городских ЛПУ должны регулярно проводиться круглые столы на тему санаторно-курортного лечения.
7. В специализированных врачебных СМИ должны публиковаться научные работы, сделанные на базе санаториев.
Такая целенаправленная работа приведет к формированию логической связки в здравоохранении «стационар — поликлиника — санаторий», реальному улучшению качества медицинского обслуживания, качества жизни пациентов, и существенно увеличит загрузку санаториев.
Автор: Марина Александровна Шевчук, генеральный директор ООО «Центр санаторно-курортной медицины»
Совершенно верно говориться в статье о профилактическом направлении санаторных услуг. Хотелось бы, чтобы государство помнило об этом, в свете профилактического направо\ления нашей медицины