Здоровье народа
Сохраняют ли российские санаторно-курортные организации свой потенциал, в чем проблемы этой отрасли и как государство может поспособствовать их решению – об этом в интервью «Отдыху в России» рассказал президент Национальной курортной ассоциации и Всемирной федерации водолечения и климатолечения Николай Стороженко.
– Николай Афанасьевич, сколько санаторно-курортных учреждений действует на текущий момент на территории России и какое количество людей они лечат?
– Это не такой простой вопрос, как кажется, потому что на данный момент в России нет достоверного и однозначного учета курортного фонда. По данным Минздрава сейчас в нашей стране 1944 санаторно-курортных учреждения различных форм собственности, в которых, по данным Росстата, в 2010 году – более свежих данных просто нет – пролечили 6 миллионов 297 тысяч человек. К сожалению, единый государственный реестр курортного фонда России на данный момент не ведется. Хотя его наличие позволило бы не только решить вопрос учета, но и организовать процесс распределения больных по санаториям, включенным в реестр, через госзаказ – без всяких конкурсов.
– Госзаказ по-прежнему играет серьезную роль в этой отрасли?
– К сожалению, сегодня мы вынуждены констатировать недостаточную востребованность государством услуг санаторно-курортных организаций и низкое финансовое обеспечение обязательств государства по санаторному лечению граждан. В бюджете фонда социального страхования РФ в последние годы не предусматриваются средства на оплату санаторных путевок работающим и членам их семей, сокращаются программы санаторной помощи социально незащищенным лицам и гражданам, относящимся к льготным категориям. Средства федерального и региональных бюджетов на санаторно-курортное лечение льготников из года в год уменьшаются. При этом конкурсы по распределению госзаказа в условиях его дефицита приводят к тому, что стоимость койко-дня пребывания в санатории устанавливается значительно ниже фактической. Предприятия идут на такие условия для того, чтобы сохранить рабочие места и обеспечить хотя бы частичное возмещение затрат.
При этом сами затраты постоянно растут, что увеличивает и стоимость путевок. Увеличивается стоимость коммунальных услуг, продуктов питания и так далее. Издержки санаториев обусловлены также поддержанием необходимого уровня материально-технической и медицинской базы, номерного фонда, содержанием квалифицированного медицинского и обслуживающего персонала. Это особенно актуально для сезонных здравниц, которые получают доход 2-4 месяца в году, а издержки несут круглый год. Значительную часть в стоимости путевок составляют отчисления по земельному налогу. До 2006 года для организаций санаторно-курортного комплекса существовали льготы по налогу на имущество и земельному налогу. Теперь они отменены. При этом, согласно СанПиН, площадь земельного участка для санатория при размещении на курорте должна составлять 150 кв. метров на одну койку, а вне курорта – 200 кв. метров. По идее, за эту землю санаторий вообще не должен платить – не просто же так слово «курорт» означает «лечебная местность».
– Но должно ли государство создавать какие-то особые условия для санаториев? Ведь среди них есть организации самых разных форм собственности?
– Согласно нашему законодательству, санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебно-профилактических организаций и входят в номенклатуру учреждений здравоохранения. Санаторно-курортная отрасль всегда была одним из эффективнейших и массовых звеньев отечественного здравоохранения. Сейчас, с частичным выпадением этого звена, нарушается принцип этапности оказания медицинской помощи, что ведет к сохранению высокой заболеваемости населения. А это уже удар и по экономике страны.
Наносит его и выездной туризм, который растет год от года. В 2011 году за границу с туристическими целями выехали 14 миллионов человек, которые вывезли из страны 30 миллиардов долларов. И это только прямой экономический ущерб. На большинстве зарубежных курортов, в отличие от российских – в частности, на очень востребованных у наших соотечественников курортах Турции и Египта – лечение не осуществляется. Многие россияне после отпуска, проведенного за рубежом, возвращаются на родину либо с обострениями хронических заболеваний, либо зараженные тяжелыми паразитарными или инфекционными болезнями. На лечение этих больных тратятся серьезные средства из государственного бюджета.
Наконец, нельзя не учитывать, что санаторно-курортный комплекс может выступать локомотивом для развития других отраслей отечественной экономики: в частности, туристической, медицинской, фармацевтической. Кроме того, санатории – это ведь огромное количество рабочих мест, а в некоторых регионах – например, на Кавказских минеральных водах – их можно считать градообразующими предприятиями.
– Какие меры должно предпринимать государство для развития санаторно-курортной отрасли?
– Прежде всего, необходимо составить государственный реестр курортного фонда, определить базовые санатории и обеспечить их госзаказом, отнести санаторное лечение к страховым случаям, увеличить бюджетное финансирование для приобретения путевок с целью оздоровления льготной категории граждан. При этом цены при закупке санаторно-курортных путевок не должны опускаться ниже фактической стоимости койки-дня.
Разумеется, развитию отрасли поспособствовали бы введение госрегулирования на коммунальные услуги для здравниц и на тарифы авиа-и ж/д перевозок для снижения стоимости проезда к месту лечения и обратно. Кроме того, необходимо принять ряд мер в налоговой сфере: отменить налог на землю, используемую санаториями в лечебных целях; ввести льготы по налогу на имущество санаторно-курортных организаций, обслуживающих льготные категории граждан; сделать гибкими сроки уплаты налогов с учетом сезонности в работе здравниц; при определении размера социальных налоговых вычетов учитывать стоимость не только лечения в санаториях, но также питания и проживания, ведь они составляют единый комплекс услуг.
– Государство предпринимает какие-то шаги для решения проблем санаторно-курортной отрасли?
– Минздрав предложил концепцию программы развития санаторно-курортного лечения, в которой не только освещены проблемы отрасли, но и намечены основные пути их решения. Однако на текущий момент мы видим необходимость в конструктивной доработке этой концепции с целью более эффективного использования потенциала здравниц. При условии доработки концепции и использования некоторых резервов для развития отрасли мы считаем возможным увеличить охват санаторно-курортным лечением с текущих 6% населения до 45% не к 2020 году, как задумано Минздравом, а в ближайшие два-три года. Резервы, о которых я говорю, заключаются прежде всего в том, что койка в санатории должна работать не 215-250 дней, как сейчас, а 320-350 дней в году. Кроме того, необходимо разобраться с использованием земель курортного назначения и произвести резервирование участков под будущее курортное строительство.
– Сейчас можно дать какую-то характеристику ситуации с землями курортного назначения?
– В России уже давно идет «ползучая» приватизация курортных земель. Мы считаем необходимым ввести мораторий на продажу земель лечебно-оздоровительного назначения, взять их на учет, разобраться, кем и в каких целях они используются, потому что многие такие участки незаконно застраиваются объектами, не имеющими никакого отношения к лечебно-рекреационному делу. Эта происходит, в частности, в рамках «околоолимпийских» проектов в Сочи. Надо ликвидировать нарушения. Это важнейшая неотложная задача, без решения которой невозможно выстраивать нормальную программу развития санаторно-курортной отрасли.
Источник: Журнал «Отдых в России», № 10 (72), октябрь 2013 года