Сергей Катырин: «Туротрасль должна служить катализатором социально-экономического роста разных территорий страны»
Туротрасль должна служить катализатором социально-экономического роста разных территорий страны, считает президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин. По его мнению, кризис в экономике и ослабление рубля способствовали тому, что россияне «повернулись лицом» к собственному туристическому потенциалу. Чтобы закрепить результат, необходимо решить целый комплекс вопросов, среди которых первоочередные – это расширение современной туристической инфраструктуры и субсидирование перевозок. Свое мнение о развитии внутреннего и въездного туризма в России Сергей Катырин изложил в интервью «Российской газете».
На фото: Президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин
— Количество путешествующих по России в прошлом году выросло почти на 30% и достигло 41,5 млн человек. Это официальные данные Ростуризма. Среди направлений внутреннего отдыха бесспорным лидером остается Большой Сочи, который после Олимпийских игр превратился в универсальный круглогодичный курорт, способный составить конкуренцию многим зарубежным. По данным министерства курортов и туризма Крыма, в первой половине этого года на полуострове отдохнуло около 2 млн человек, это на 15% больше, чем в прошлом году. Лучший показатель у баз отдыха города Саки и Бахчисарайского района. Существенно увеличился у наших туристов спрос на Анапу, Минводы, Казань, Самару, Москву и другие российские города. Федеральная целевая программа развития туризма, несмотря на сокращение финансирования со стороны государства, продолжает набирать обороты, число ее участников растет. По данным Ростуризма, в 2014 году в программе участвовали 18 регионов, а в 2015 году их уже 26.
— По мнению экспертов комитета ТПП РФ и Российского союза туриндустрии, либерализация визового режима позволит увеличить иностранный турпоток как минимум на 10-15% в год, а то и на треть. Въездной туризм тоже наш приоритет, какие задачи и проблемы в этом направлении?
— Сейчас иностранные путешественники не хотят приезжать на отдых в Россию из-за завышенных цен на размещение в отелях и авиаперелеты, незнакомые или неяркие бренды, сложности в получении визы, низкий профессионализм принимающих туроператоров. Играет свою роль и создаваемый западными СМИ негативный имидж страны. Но на фоне резкого роста курсов иностранных валют, перспективы российского туристического бизнеса очень высоки. По последним данным Росстата, показатели въездного туризма увеличились на 16%. При развитии туристической инфраструктуры регионы нашей страны смогут привлекать гораздо больше зарубежных туристов.
— Насколько высок туристический потенциал малых российских городов?
— Как показывает практика, здесь основная проблема — неосведомленность людей о туристическом потенциале малых городов. Даже в Москве мало кто знает, что Дмитров, например, один из самых благоустроенных малых городов страны, здесь проходит множество фестивалей. Люди не знают, что в подмосковной Рузе, к примеру, проходит молочный фестиваль. Многие малые города активно стараются продвигать себя, привлекать туристов, придумывают интересные проекты, фестивали, благоустраивают инфраструктуру. Но не у всех получается продвигать себя, что называется, на «внешний рынок». Необходимо создание единого федерального событийного календаря, который поможет развивать туризм, активней информировать россиян о внутренних турпродуктах.
Среди представителей отрасли есть иллюзия, что в связи с ростом популярности внутреннего туризма, люди сами увидят все преимущества малых городов и поедут туда. Но такого не произойдет, администрациям городов нужно проводить туристическую экспертизу, продумывать логистику: как добраться до места, где жить, чем питаться, что смотреть. Даже при наличии природных, исторических достопримечательностей отсутствие инфраструктуры — это серьезная проблема. Например, в подмосковном Зарайске существует множество культурных объектов, но нет ни одной гостиницы. Помочь здесь может создание единого портала, где турист получит всю необходимую информацию о городах России и их возможностях.
В стране богатый курортно-рекреационный потенциал. Можно провести инвентаризацию санаторно-курортных учреждений и сделать акцент на лечебный туризм. Эта отрасль может быть конкурентоспособной, учитывая высокие цены на курортно-оздоровительные услуги за рубежом. В той же Европе около 3 млн лиц с ограниченными возможностями. Почему бы не создать соответствующие условия и не привлекать их на лечение и отдых в Россию? Эффективным способом решения проблем является механизм ГЧП. Задача государства — создать условия для бизнеса: свет, газ, дороги. А инвестор вложит деньги в создание гостиниц и прочих объектов инфраструктуры и превратит страну в туристическую Мекку.
Источник: http://rusturinvest.ru/