«В НЕКОТОРЫХ САНАТОРИЯХ НОМЕРА РАЗМЕРОМ С ВАННУЮ В ТУРЕЦКОМ ОТЕЛЕ»
Президент Национальной курортной ассоциации – об особенностях санаторного дела в России
Бывший главный внештатный специалист Минздрава по восстановительной медицине и санаторно-курортному лечению, а сегодня – президент Национальной курортной ассоциации (НКА) Александр Разумов принимал участие в подготовке знакового для индустрии заседания президиума Госсовета. Человек, посвятивший 20 лет своей жизни развитию санаторного дела и консолидации игроков профильного рынка, рассказал Vademecum, чем привлекателен оздоровительный бизнес и где в индустрии пролегает граница между туризмом и лечением.
– Что представляла собой отрасль в 90‑х?
– Я начал заниматься проблемами санаторно‑курортной отрасли в 1998 году, когда возглавил Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии и стал главным внештатным специалистом Минздрава. Отрасль лежала на боку. Мы ее собирали буквально по частям, с нуля создавали всю нормативно‑правовую и организационно‑методическую базу. Еще в 2003 году мы подготовили концепцию развития санаторного дела в стране, ее поддержали все курортные регионы, утвердила коллегия Минздрава. Документ успешно прошел экспертизу Минэкономразвития, но затерялся на уровне Минфина. Я не знаю, по каким причинам так случилось. В те годы и Минздрав, и другие ведомства резко утратили интерес к развитию даже своих санаториев, что говорить о целой отрасли? Нам тогда удалось организовать серьезную подготовку врачей по направлению «восстановительная медицина» длительностью 580 часов. Но эту специальность упразднили, и сегодня в вузах на курортологию отводится всего 15 часов. Неудивительно, что врачи просто опасаются углубляться в эту сферу, направлять пациентов на санаторное лечение.
Общими усилиями мы создали стандарты для санаторно‑курортных организаций. Без них не было бы возможности разработать принятый этой весной Порядок организации санаторно‑курортного лечения. Наконец, собрали самых активных игроков отрасли в Национальную курортную ассоциацию. Сейчас это крупнейшее профильное объединение в стране, насчитывающее более 12 тысяч участников. Вот уже 16 лет НКА проводит форум «Здравница», где мы обсуждаем общие для всех проблемы, пытаемся найти их решение. Резолюции направляются в Минздрав, в Правительство РФ, в Госдуму, региональным министрам, отвечающим за курорты и туризм. Усилиями НКА удалось отстоять федеральный закон об охране лечебно‑оздоровительных местностей и курортов. В него не раз пытались внести коррективы, но мы сумели оставить неизменными основные положения закона, которые гарантируют сохранность природных лечебных ресурсов, их применение в лечебных и оздоровительных целях. Часть идей, родившихся в ходе обсуждений и принятых на площадке «Здравницы», сегодня выносятся на обсуждение Госсовета. В мае нынешнего года в Барнауле собиралась рабочая группа по подготовке Госсовета, мы доложили помощнику президента Игорю Левитину о том, что было у нас на форуме, и включили ряд тезисов в доклад и проект решения по итогам заседания.
– Что, по вашему мнению, сейчас особенно тормозит развитие индустрии?
– Основной сдерживающий фактор – налоговая политика. Нужно уменьшить налоговую нагрузку, причем по нескольким статьям, не только налог на землю. Для этого экономисты должны найти тот разумный «коридор», в котором санаторий мог бы балансировать. Сейчас нормальный санаторий, зарабатывающий 200 млн рублей в год, должен отдавать 10% налога. Эти деньги могли бы пойти как раз на поддержание, развитие предприятия.
Необходим пересмотр кредитной политики, можно же ввести какую‑то разумную ставку для профильных предприятий. В случае с санаториями кредиты быстро возвращаются. Если мы сравним сроки окупаемости медучреждений, даже с дорогостоящей высокотехнологичной помощью, и санаториев, то окажется, что у последних вложенные средства возвращаются быстрее, за счет большого оборота.
– Кого вы видите в роли инвесторов предприятий санаторной отрасли?
– Да кого угодно. Это направление интересует уже сейчас и частных инвесторов, и крупные акционерные компании, и иностранцев. Я много лет занимаюсь консультированием инвесторов и действующих предпринимателей и вижу, что грамотный менеджмент может сделать любую здравницу эффективной. Лучше всего это, конечно, получается у частников. Например, AMAKS Hotels & Resorts сначала купили в Пермской области санаторий «Усть‑Качка», потом санаторий в Старой Руссе, затем в Подмосковье – «Красную Пахру». И работают же! Все объекты загружены по максимуму. Есть позитивный опыт и у госструктур. Те же «Татнефть», РЖД, «Роснефть» получили когда‑то непонятно что, а сейчас у них прекрасные санатории. Все дело в управленческих подходах.
Как раз из‑за несовершенства системы управления сейчас теряют свои позиции Кавказские Минеральные Воды, а ведь это был флагман курортного дела – и в царские, и в советские времена. Казалось бы, все есть, но санатории не заполняются, круглогодично не работают. Раньше все было хорошо, а сейчас что‑то не получается. При этом в соседней Чечне успешно возрождается старейший, основанный в 1784 году, курорт «Серноводск‑Кавказский». Там есть все – сероводородная вода, йодобромная вода, лечебные грязи, термоисточники. Местные игроки этим природным богатством успешно пользуются. Но их поддерживает городская администрация, потому‑то там и появились несколько новых санаторных корпусов, планируется строительство термо‑спа‑комплекса, а здравницы заполнены на 100%, причем не только жителями республики.
Поэтому нам так нужна сегодня система подготовки кадров, причем не только медицинских, но и управленческих. Есть положительные примеры, курорт Белокуриха, например. Или вот два года назад благодаря очень приличному менеджеру на миллиардный оборот вышел санаторно‑курортный комплекс Федерации независимых профсоюзов России. Но если взять главврача или директора рядового санатория, что он может? Только работать в сезон так, чтобы продержаться в межсезонье, сделать какой‑то ремонт и все. Это неэффективно.
Необходимо концептуально пересмотреть формат работы санаториев, сделать их более комфортными с туристической точки зрения и при этом сохранить мощные медицинские компетенции. Именно поэтому для нас так важно одновременное сотрудничество и с Ростуризмом, и с Минздравом.
– И все‑таки какая структура – Ростуризм или Минздрав – должна управлять санаторно‑курортной отраслью на государственном уровне?
– А почему бы не создать госкорпорацию, к примеру «Роскурорт»? Она будет содействовать субсидированию или кредитованию санаторных инвестпроектов, сопровождать их, отвечать за развитие перспективных регионов. Сейчас мало кто интересуется Дальним Востоком и Камчаткой, а зря – с точки зрения лечебных природных факторов это крайне привлекательные территории. К тому же можно рассчитывать на медицинских и простых туристов из Китая, Южной Кореи, Японии.
В СССР существовала очень четкая система: был Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов, в котором действовал совет по курортам. Государство при этом выделяло на содержание отрасли огромные средства. Санаторно‑курортный комплекс был обеспечен на 60% государством через профсоюзы. Были построены многочисленные здравницы: в стране было больше 5 тысяч санаториев, сейчас, по разным данным, около 1 600. Понятно, что часть санаториев осталась за пределами нынешней России – в Казахстане, в Беларуси. Последней, кстати, удалось сохранить все лучшее и при этом создать замечательный сервис. Сегодня там 20% пациентов – иностранцы: немцы, литовцы. Так же развивается санаторная индустрия в Словении.
– Есть ли в санаторном деле место для медицинской реабилитации за счет ОМС? Можно ли вообще считать фонд ОМС источником дохода для санаториев?
– В теории все санатории имеют тройную систему финансирования. Оздоровление – отдых в санатории сейчас, как правило, за деньги, то есть это платные медицинские услуги, но ни одно медицинское учреждение не может заработать только на оздоровлении. Чтобы санаторий жил полноценно, там должно быть и долечивание через соцстрахование, и реабилитация по ОМС. Лечение, кстати, можно проводить круглогодично, но тарифы нужно в разы увеличить, особенно по медицинской реабилитации. Если санаторию будут платить нормальные деньги за реабилитацию, он готов принимать пациентов хоть круглый год.
Но мы должны понимать, что роль курортов прежде всего в сохранении здоровья, а не только в лечении. Сегмент здоровых людей в санаториях очень велик. Что мы сегодня даем людям для сохранения их здоровья? Ничего! Здоровый человек работает, с его зарплаты отчисляют налоги во все фонды, но он, если не болеет, взамен ничего не получает. При этом, не болея, человек экономит средства ФФОМС. Так дайте ему путевку хоть на 10 дней! А так выходит, что мы страхуем только на случай болезни.
Если правильно поработать с фондами соцстрахования и ОМС, я думаю, можно хотя бы предоставлять какие‑то скидки для оздоровления работающих граждан. Тогда быть здоровым в нашей стране станет выгодно и престижно, а экономика каждого отдельного санатория будет сбалансированной.
– В начале августа Ростуризм и НКА заключили соглашение о создании реестра санаторно‑курортных учреждений. Как он связан с реестром, который формирует Минздрав?
– Минздрав ведет собственный учет всех санаторно‑курортных организаций – их параметров, кадров, состояния объектов и так далее. Это закрытая ведомственная база, необходимая для госрегулирования. Обычным же людям, которые хотят пройти курс лечения, реабилитацию или оздоровление, нужен открытый регистр курортов и имеющихся в них санаторных организаций – я бы назвал его так. Вот этим регистром мы и занимаемся. Он, кстати, будет ориентирован не только на пациентов, но и на врачей, которые смогут найти всю информацию о курортах, основных лечебных факторах и санаториях в доступной форме.
Если мы хотим сделать наши санатории конкурентоспособными, мы должны заниматься рекламой наиболее эффективных из них. Учреждения, которые захотят появиться в нашем регистре и тем самым фактически получить бесплатную рекламу, должны будут пройти экспертизу. Они подают заявку, и к ним выезжают два‑три эксперта, чтобы проверить, соответствует ли объект тем видам медицинской деятельности и услугам, которые заявлены в лицензии. Подготовку врачей проверяют не только по бумагам, им задают вопросы. Если все оказывается в порядке, то санаторий появляется в регистре. Это значит, что Ростуризм его продвигает на всех своих площадках, включая мобильное приложение, и в России, и за рубежом. Это очень важная государственная задача.
– Иностранных туристов это может заинтересовать?
– Конечно, особенно если мы подтянем наши санатории к мировым стандартам. Это касается в первую очередь сервиса и оснащения. Но уже сейчас могу с уверенностью сказать, что в 2018 году в Крым попасть будет очень трудно. Это будет абсолютно новый курортный бренд. Частные инвесторы хотят работать там, покупают санатории, причем как раз те, что считаются неэффективными и выставляются сейчас на продажу. Интерес инвесторов объясним: в готовый объект нужно вложить порядка 100 млн, а чтобы построить новый, нужно около 3 млрд рублей. Климатические условия, которые имеются в Крыму, идеальны и для отдыха, и для реабилитации, и для круглогодичного лечения.
Сейчас в Евпатории 90‑процентная загрузка, причем спрос не зависит от формы собственности санатория. Но в межсезонье обстановка будет совсем другой, загрузка упадет до 20%. Поэтому так важно сделать там круглогодичные эффективные санатории. Для этого мало иметь климат, воду, море, грязи. Надо создать условия для комфортного проживания. У некоторых санаториев одноместные номера размером с ванную в турецком отеле – 12 кв. м! О комфорте здесь не может быть и речи. Нужно строить санаторно‑курортные объекты абсолютно нового типа, большее внимание уделять дизайну и цветовым решениям, материалам.
Мы должны в корне пересмотреть свою философию или концепцию использования санаторно‑курортных организаций, курортов в целом для сохранения и укрепления здоровья. Организовать достойный сервис и лечение, внедрить новые услуги и оборудование. Вот еще один бессмысленный барьер – справка на санаторно‑курортное лечение. Если здоровый человек захотел поехать в санаторий, не надо никаких справок. В Турции ведь никто у вас справки не требует! Все идеи лежат на поверхности – мы можем зарабатывать немалые деньги, но не делаем этого, так как не можем все правильно обустроить. Тем более что интерес потребителей к санаториям колоссальный. Судите сами: в 2014 году санаторно‑курортные организации заработали 105 млрд рублей, а в 2015-м – уже 119 млрд.
(Источник: http://www.vademec.ru/article/v_nekotorykh_sanatoriyakh_nomera_razmerom_s_vannuyu_v_turetskom_otele/)