Туриндустрия и санаторно-курортная отрасль. Точки соприкосновения
Санаторно-курортная отрасль должна находиться в тесном сотрудничестве с туристической — только в синергии можно выстоять в борьбе за клиента и эффективно продвигать лечебные программы на потребительский рынок.
Сергей Павлович Шпилько, к. э. н., Президент Российского союза туриндустрии, г.Москва
О стратегиях продвижения: Любая лечебная программа — сложный продукт, он нуждается в грамотном позиционировании и детальном консультировании при его продаже. Проблема заключается в том, что среди нескольких тысяч туристских компаний, работающих на российском рынке, серьезной продажей санаторно-курортных путевок занимаются всего лишь10%. Причем многие из них продают проживание в санаториях по аналогии с гостиницами. И лишь незначительный процент туркомпаний ориентирован на более глубокое знание продукта и обеспечивает детальное консультирование клиентов относительно показаний и противопоказаний, лечебного профиля санатория и т.д.
Поэтому тенденция к прямым продажам санаториями своих продуктов и услуг пока сохраняется. Из этого следует вывод: в каждой здравнице должен быть организован «подкованный» отдел реализации путевок, в котором любой желающий (даже представитель турфирмы) мог бы оперативно получить исчерпывающую информацию о санатории, оздоровительных программах и лечебных факторах.
Санаторно-курортным учреждениям для увеличения оборотов продаж необходимо развивать дилерские сети и распространять путевки через турагентства. Для удобства работы турфирм, не располагающих штатом специалистов, которые могли бы проконсультировать по вопросам санаторно-курортного лечения, крайне важно, чтобы здравницы активно выставлялись в системах бронирования и имели удобный информативный сайт с формой обратной связи, через который можно было бы выйти на связь с профильным специалистом. Необходимо задействовать все методы продвижения и любые технологии, которые способствовали бы увеличению наполняемости санаторно-курортных учреждений.
О потенциале здравниц: На наш взгляд здравницы, находящиеся неподалеку от крупных мегаполисов (Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и т.д.), имеют колоссальный потенциал. Эти учреждения — мощная платформа для развития медицинского туризма или, так называемых, «путешествий за здоровьем», которые становятся все более популярными. Здорово, что человек, проживающий, к примеру, в Москве, может без утомительных перелетов приехать в близлежащий санаторий, восстанавливать там свое здоровье и попутно выезжать на экскурсионные туры по области. Путевки в таком случае будет проще позиционировать и продавать.
О позиции правительства: К сожалению, вот уже на протяжении нескольких десятков лет санаторно-курортной отрасли отводится второстепенная роль и уделяется недостаточное внимание со стороны государства. Помимо того, что многие законы в этой сфере несовершенны, постоянно делаются попытки осложнить и без того нелегкую жизнь санаторно-курортного комплекса. Совсем недавно в госдуме обсуждался законопроект, который снимал с санаториев статус лечебно-профилактических учреждений. Сейчас на повестке дня стоит вопрос о переводе особо охраняемых земель (минеральные источники, грязевые месторождения с уникальными свойствами) в статус рекреационных… Только благодаря инициативе курортных сообществ и Николая Афанасьевича Стороженко, удается избежать принятия законопроектов, наносящих непоправимый урон отрасли.
Честно говоря, удивляет, что наше правительство, заинтересованное в здоровом населении, не выделяет бюджеты на некоммерческую социальную рекламу, продвигающую лечебные программы российских здравниц, в то время как на туристическую отрасль в целом регулярно выделяются огромные бюджеты. Это нонсенс по всем понятиям функционирования мирового рынка. Если у курортного сообщества не будет более весомой поддержки со стороны государства, если не появятся саморегулируемые курортные организации, которые выступали бы в качестве связующего звена между государством и здравницами, если не будет более эффективной корпоративной защиты с участием самих санаториев — отрасли будет очень сложно.
Материал опубликован в журнале «Санаторно-курортное оснащение» №2(12) 2012