Санаториям и стоматологам низкий спрос не помеха
Туристические и медицинские услуги могут еще подорожать до конца года…
В РФ уже полтора года вне зависимости от спроса растет стоимость услуг в таких сферах, как турдеятельность, деятельность курортно-санаторных учреждений и стоматологическая практика. Как говорят эксперты, рост цен здесь – эхо девальвации рубля и следствие малой конкуренции. До конца года в сферах, связанных с импортными составляющими, услуги могут подорожать еще на 15%.
Некоторые виды услуг дорожают в России как минимум с начала 2015-го. Об этом свидетельствуют отчеты Центра конъюнктурных исследований ВШЭ, в которых анализируются результаты ежемесячных опросов, проводимых Росстатом среди 5,5 тыс. руководителей организаций сферы услуг.
В целом ситуацию в сфере услуг можно назвать застойной. При этом если брать усредненные значения, то и рост цен в этом сегменте особо не заметен. «Второй квартал подряд число предпринимателей, сообщивших об удорожании и удешевлении услуг, было одинаковым и соответственно баланс оценок сохранял нулевое значение», – так описывают исследователи итоги второго квартала 2016 года. Большая часть – около 82% участников исследования – указали на стабильность расценок, а 9% отметили их рост и снижение.
Однако если смотреть на отдельные виды услуг, то можно заметить, что некоторые из них, судя по опросам респондентов, стабильно дорожают. Наиболее существенный рост цен на услуги, исходя из ответов предпринимателей, наблюдался в таких сегментах, как туристическая и санаторно-курортная деятельность. Чуть менее существенно, по оценкам предпринимателей, «подросла» за тот же период и стоимость стоматологических услуг. В то же время в 8 из 14 анализируемых видов деятельности расценки, напротив, снизились относительно предыдущего квартала. Так, наиболее заметно подешевели услуги ломбардов и рекламных агентств, следует из опросов.
Рост цен на некоторые туристические и медицинские услуги подтверждается также данными госстатистики. По итогам первых шести месяцев стоимость услуг выездного туризма в РФ увеличилась почти на 20% в годовом выражении, цены на санаторно-курортные услуги подскочили за указанный период на 12%, а медуслуги подорожали менее чем на 10%.
Что примечательно, увеличение цен в этих сферах происходит на фоне продолжающегося падения спроса на них. За последние полтора года представители отрасли фиксировали растущий спрос на туристические и санаторно-курортные услуги лишь дважды – во втором и третьем квартале 2015-го. В целом тенденция негативная. Сейчас во всех 14 наблюдаемых видах деятельности большинство респондентов говорят о долгосрочном падении спроса на услуги их организаций. «Наиболее заметно снизился спрос на услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, а также рекламные и риелторские услуги», – констатируют в ВШЭ. И эксперты не ждут кардинального перелома негативной тенденции в краткосрочной перспективе.
Также, как вчера сообщил Росстат, объем платных услуг в туристической и санаторно-оздоровительной сфере по итогам первого полугодия показал снижение. Незначительно за тот же период выросли медицинские услуги.
При этом, как показали опросы, именно низкий спрос уже шестой квартал подряд возглавляет рейтинг факторов, лимитирующих деятельность организаций. «За последние два года давление данного фактора значительно усилилось – число отметивших его респондентов увеличилось с 40 до 52%, а в сегментах туристических, гостиничных и рекламных услуг, а также ремонта бытовых изделий на него указывало более 65% предпринимателей», – подчеркивают эксперты.
Удивительно, но на фоне снижающегося спроса предприниматели тем не менее прогнозируют продолжение роста цен на некоторые услуги. «В третьем квартале текущего года, исходя из результатов исследования, сохранятся сложившиеся ценовые тенденции. Продолжится опережающий рост стоимости санаторно-курортных и туристических услуг; также заметно могут подорожать услуги стоматологов», – замечают в центре.
Эксперты «НГ» нашли объяснение стабильному росту цен в перечисленных сферах. В отдельных случаях сказываются девальвация рубля и зависимость от импортных составляющих. «Стоимость стоматологических услуг определяется стоимостью материалов, которые закупаются преимущественно за рубежом. Это пломбировочные материалы, металлокерамика и многое другое», – замечает профессор Академии народного хозяйства и госслужбы Галина Дехтярь.
После валютного шока 2014 года стоматологические услуги должны были сильно подорожать, но резкого скачка цен потребители бы не перенесли, говорит директор Центра экономических исследований университета «Синергия» Андрей Коптелов. «Именно поэтому рост цен здесь приобрел постепенный характер, по мере обновления расходных материалов, комплектующих и оборудования», – поясняет он.
Также курс валют повлиял на туристическую деятельность и санаторно-курортные услуги. «К санаторно-курортным услугам относятся лечение и оздоровление. Значительная же часть медицинской техники для санаториев также закупается за рубежом», – обращает внимание Дехтярь. «С отрицательной стороны играет и падение объема перевозок, что делает перевозку в расчете на одного пассажира дороже», – добавляет Коптелов.
По мнению эксперта, в тех сферах, которые связаны с импортными составляющими и зависят от курсов валют, услуги могут подорожать до конца года еще на 15%. «В то же время там, где валютная составляющая в затратах минимальна, цены могут остаться на том же уровне в рублевом выражении. Например, это касается различных образовательных услуг», – допускает Андрей Коптелов.
По мнению же директора Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгия Остапковича, продолжение роста цен в сфере услуг будет определяться доходами населения. «Увеличение реальных зарплат дает предпринимателю надежду: если в рост пойдут и реальные располагаемые доходы населения – предприниматели повысят цены, рассчитывая на спрос», – полагает эксперт.
Остапкович не увидел ничего удивительного в том, что некоторые отрасли даже при отсутствии спроса повышают цены. «Фактически все зависит от того, какую стратегию выбирает то или иное предприятие или даже в целом отрасль. Есть те, кто снижает цены, рассчитывая возместить потери за счет оборота. И если бы у нас была сильная конкуренция, то большинство предприятий вело себя именно так», – объясняет эксперт. А раз конкуренция слабая, компании могут устанавливать любые цены, полагая, что гражданам все равно придется воспользоваться их услугами, подчеркивает Остапкович.
Рост издержек при этом не в полной мере определяет увеличение стоимости услуг. «В росте цен на услуги важен и психологический аспект инфляции. То есть некоторые предприниматели повышают цены не только для того, чтобы отбить свои издержки и повысить рентабельность, но и потому, что они видят повсеместное подорожание товаров и услуг», – поясняет экономист. В итоге мы получаем так называемую психологическую инфляцию, когда рентабельность конкретных предприятий не страдает, но они все равно повышают цены в ответ на удорожание товаров и услуг в других отраслях.
В российской экономике сформировались механизмы, которые способствуют установлению аномальных цен, соглашается гендиректор «Мани Фанни» Александр Шустов. Эксперт добавляет: «Действует и так называемый эффект храповика, когда цены в неблагоприятное с точки зрения внешних рынков время растут, а в благоприятное – не падают, а остаются на текущем уровне».
(источник: Независимая газета http://www.ng.ru/economics/2016-08-02/1_sanatorii.html)