В Совфеде призвали поддерживать малый бизнес за счет ФЦП по туризму
Комитет по социальной политике Совфеда выступает за то, чтобы в новой Федеральной целевой программе развития внутреннего и въездного туризма РФ, которая будет действовать с 2019 года, появился полноценный блок мер, направленных на поддержку развития малого бизнеса в туризме, рассказал в интервью РИА Новости члена Комитета Совета Федерации Федерального собрания РФ по социальной политике Игорь Фомин.
Собеседник агентства отметил, что 15 февраля 2017 года на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым председатель Комитета по социальной политике Валерий Рязанский говорил о будущем Федеральной целевой программы по внутреннему и въездному туризму после 2018 года и получил поддержку со стороны премьера.
Фомин пояснил, что Комитет по социальной политике достаточно активно принимает участие в самой программе, в ее бюджетном обеспечении.
Общие положения программы
Среди основных задач, которые должны быть прописаны в новой ФЦП, правительство называет: специализацию регионов, обязательную координацию региональных и федеральных целевых программ, дорожных карт, а так же включение в число поддерживаемых объектов только структур туристического назначения, либо инфраструктур связанных непосредственно с туризмом.
В качестве примера к последнему разделу задач парламентарий напомнил, что бывали случаи, когда региональные власти под видом строительства некой дороги туристической направленности, решали какие-то свои местные проблемы.
«Кроме того, идет разговор о том, что нужно предоставлять субсидии по кредитованию. Это заявлялось и в действующей ФЦП, но так и не было осуществлено. Есть намерение интенсифицировать вопросы привлечения частных инвестиций через государственно-частное партнерство в санаторно-курортный комплекс. Здесь речь идет и о тех объектах, которые долго стоят недостроенными», — продолжил свой рассказ Фомин.
Он также обратил внимание на то, что в рамках подготовки новой программы активно обсуждается грамотная маркетинговая стратегия по продвижению Российской Федерации, ее «подстраивание» под мировые рынки и достаточное финансовое насыщение.
«Со своей стороны в комитете СФ, мы хотим, чтобы обязательно появился полноценный блок поддержки малого и среднего бизнеса. В каких-то регионах вообще нет такой поддержки, а в каких-то регионах она есть. Например, в Москве и Санкт-Петербурге есть фонд поддержки малого бизнеса, но не понятно, насколько он учитывает специфику именно туристической отрасли, которую нужно обязательно принимать во внимание», — озвучил собеседник позицию парламентариев.
Поддержка малого бизнеса в туризме
По мнению Фомина, на сегодняшний день поддержка малого бизнеса в туристической отрасли существует, но осуществляется разрозненно.
«Когда речь идет о субсидировании процентной ставки, предприниматели либо получают какие-то «окрашенные» деньги, например, через Корпорацию по развитию малого и среднего предпринимательства, либо прямо в регионе субсидируется ставка, которую опускают ниже коммерческой за счет регионального бюджета, до какого-то реального значения», — развил мысль собеседник.
Далее парламентарий доложил, что второй вариант поддержки сводится к предоставлению гарантий. «Например, Корпорация по развитию малого бизнеса имеет уставной фонд. В рамках этого уставного фонда они выдают поручительства по кредитам, на которые банки нормально реагируют, так как это государственное поручительство, оно поддерживается Корпорацией через уставной фонд», — пояснил он.
«Обычно ставки бывают порядка 10%. Но, например, с 2017 года идет поддержка сельского хозяйства, которая обеспечивается ставками кредитов в 5%, а сроки окупаемости в сельском хозяйстве и риски сопоставимы с туристической отраслью. Радикальным решением в поддержке туризма было бы также снижение ставки до 5% с одновременным предоставлением государственных поручительств для инвестпроектов в туризме, так как такие проекты плохо обеспечены, особенно на старте», — считает Фомин.
Представитель Совфеда напомнил, что действующая Федеральная целевая программа была построена на туристических кластерах, когда есть интересный объект туристического показа, а вокруг него строится инфраструктура.
«При этом нам необходима параллельно другая программа, по которой могли бы на местах возникать не привязанные к кластерам объекты. Ведь практически каждый город может показать что-то интересное туристам, но при этом нужно, чтобы была приличная гостиница, приличная парковка и так далее. Однако бизнес в эту сферу практически не идет, потому что показатели окупаемости низкие, а риски высокие. Инвесторы скорее построят какой-нибудь торговый центр или жилье, чем гостиницу. Значит, их нужно чем-то завлекать и применять разные формы поддержки», — рассказал он.
Очень важным в поддержке малого бизнеса Фомин считает так же снижение административных барьеров, так как долгие походы за различными разрешениями приводят к тому, что предприниматели не хотят ввязываться в малый бизнес, связанный с туризмом.
Продвижение российского туристического продукта
Продолжая разговор о новой программе по развитию туризма в РФ, эксперт подтвердил, что сегодня Ростуризм и министерство культуры активно работают в направлении продвижения российского туристического продукта. «Но когда у людей, ответственных за это, в распоряжении всего 100 миллионов на всю Россию, то какие бы усилия они не прилагали, эффект получается недостаточный», — прокомментировал ситуацию он.
Фомин назвал большим успехом то обстоятельство, что в последнее время Россия оказалась в десятке самых популярных туристических направлений мира, и подчеркнул необходимость оперативно укреплять эти позиции, а также активнее продвигать туристические возможности нашей страны.
«На сегодняшний день Россия принимает всего 1,5% от всех выезжающих китайских туристов. У нас и Китай, и Индия «под боком» — это абсолютно новые рынки, которые к нам позитивно настроены. Возможно, в настоящий момент китайские туристы дают не тот доход, который от них ожидался, но мы их заманили в Россию, так давайте этот успех развивать, так как за китайских туристов борются многие мировые туристические дестинации. В это нужно вкладываться», — считает парламентарий.
Собеседник полагает что бюджет, который правительство выделяет на продвижение России как туристического направления, не достаточен, и в этом чувствуется какой-то «сиюминутный подход».
«Разумеется, пока мы не можем доказать финансовому блоку правительства, что именно сегодня важно вкладывать деньги в продвижение российского туризма за рубежом. Да, ни завтра, ни послезавтра с этого значительных налогов не получишь, но когда удастся укрепиться на рынке, доход станет стабильным. Если бы мы вкладывали в туризм приличные средства, то могли бы получать с этой отрасли доходов больше, чем от экспорта вооружения», — уверен Фомин.
Парламентарий также считает, что те офисы Visit Russia, которые занимаются пропагандой российского туристического направления за рубежом, хоть и имеют квалифицированный персонал, остаются только партнерскими офисами, чего совершенно недостаточно.
«В мире сегодня не жалеют денег на продвижение собственных туристических направлений, этим занимаются ведущие специалисты. Россия тоже должна выходить на мировой рынок полноценно. Кроме того, очень важно координировать работу регионов, которые намерены предъявить свой туристический потенциал на мировом рынке. Хотелось бы иметь полноценный раздел по продвижению, который позволит разработать стратегию, определит роль и место регионов в этой стратегии и так далее», — резюмировал он.
Подготовка кадров и повышение квалификации
Следующий раздел, который бы хотелось видеть в программе, по словам Фомина, — это подготовка кадров и повышение квалификации работников сферы туризма.
«Я считаю, что нужно издать достаточное количество книг по туризму, в том числе переводных. За рубежом накоплен огромный опыт по организации любого вида отдыха, от того, где должен быть расположен выключатель в номере отеля, до организации горнолыжного курорта. Их нужно перевести и издать», — рассказал собеседник.
«Понятно, что такие учебники и справочники имеют чисто профессиональную направленность, и коммерческие издательства ими заниматься не захотят, но тут должно помочь государство. Хотелось бы, чтобы в рамках программы было предусмотрено издание определенного объема правильной специализированной литературы», — считает он.
Готовность программы к 2019 году
В 2018 году заканчивает действие существующая ФЦП, к концу этого срока по ней должен быть дан некий окончательный отчет, и, по мнению Фомина, к началу 2019 года вполне реально детально проработать и представить новую программу по туризму.
«Совет Федерации — это законодательный орган, он инициирует различные предложения и готов участвовать в разработке программы, но окончательной разработкой будет заниматься правительство. В плане бюджетного наполнения новой программы я не вижу вообще никаких проблем. Все, что касается туризма, у нас проходит единогласно, я уверен, что поддержка будет абсолютная. Я даже представить себе не могу, что при определении бюджетных приоритетов кто-то из депутатов ГД или сенаторов скажет, что на развитие туризма не надо давать денег», — сказал он.
Парламентарий остановился также на проблемах налогообложения малого бизнеса в туризме, но подчеркнул, что это очень непростой вопрос. «Все понимают, что туризм нужно развивать, но не видят быстрой налоговой отдачи. Поэтому я считаю, что налоговая сфера в туризме — это не задача ФЦП, там невозможно все прописать», — уточнил собеседник.
«В новой программе нужно не только сохранить поддержку кластерной системы, но и расширить ее, увязать с другими федеральными программами. Кроме того, необходимо закрепить принципы поддержки малого бизнеса. У такой поддержки должны быть специальные инструменты, которые будут работать с учетом специфики туристической отрасли. Примером для нас должна стать программа поддержки сельского хозяйства. Если объем государственной поддержки туризма будет составлять хотя бы 20% от поддержки сельского хозяйства и мы задействует такие же механизмы, которые уже успешно используем в сельском хозяйстве, нашу туристическую отрасль ждет бум развития», — сказал в заключении Фомин.
Источник: https://ria.ru/tourism/20170320/1490394182.html