Туризм и курорты: уроки кризиса
Начнем наш разговор с того, что сейчас в санаторно-курортной отрасли немало проблем, которые лишь обострились в условиях кризиса. Санаторно-курортные учреждения были фактически оставлены один на один с рынком: корпоративная клиентура резко сократилась, обострились проблема реализации путевок и т.д.
Сейчас основная тенденция такова: спрос на санаторно-курортные услуги уменьшился, а точнее, сместился в сторону более экономичного и более требовательного.
Но нужно отметить, что ведущие здравницы, в которых оказывается высококлассная санаторно-курортная помощь, которые много работали над сервисом, грамотно организовывали работу с турбизнесом и продвигали свой продукт самостоятельно пережили кризис с минимальными потерями. К примеру, если до кризиса спрос на услуги таких здравниц в высокий сезон превышал предложение на 15-20%, то сейчас он сократился до 95 %. Тяжелей всего пришлось санаторно-курортным учреждениям «второго и третьего эшелона», которые недотягивали, кто в плане лечения, кто – сервиса, кто – в рекламе и налаживании продаж и уповали на то, чтобы найти корпоративного клиента и решить проблемы заполнения с его помощью.
Кризис показал, что качественное лечение является продуктом менее эластичного спроса, и им люди жертвуют в последнюю очередь. Поэтому, те санатории, которые хорошо лечили и грамотно позиционировали и продавали этот продукт сейчас не просто выстояли, но и получили новую долю рынка в процессе его перераспределения.
Что ожидает санаторно-курортные учреждения в будущем? Прогнозировать трудно, но мы ждем неплохого сезона, хотя и не питаем надежд по поводу роста платежеспособного спроса, поскольку не видим фундаментальных экономических факторов для увеличения реальных доходов населения. По нашим ожиданиям, спрос должен восстановиться именно на санаторно-курортное лечение в первую очередь. Но надо активнее работать над совершенствованием курортного продукта, соотношением услуг, входящих в стоимость путевки, и дополнительных, разработкой и продвижением специальных, гибкостью ценообразования, работой с системами бронирования, профильными Интернет порталами, агентами. По мере снижения процентных ставок по кредитам будет восстанавливаться и блочная система бронирования мест туроператорами.
Сложно сказать, что будет с социальными программами. Понятно одно – низкая стоимость койко-дня делает работу с социальным контингентом бессмысленной для многих санаториев. Изначально была выбрана порочная практика проведения тендеров по принципу минимизации цены. Необходимо было держать цену не ниже установленного уровня, а тендер проводить только по тем критериям, которые отражали бы возможность здравницы оказывать санаторно-курортное лечение и другие услуги. Тендерная система в нынешнем ее виде ведет нас к затаптывания рынка с точки зрения качества курортного лечения. Власти говорят, что средства, выделенные на развитие санаторно-курортной отрасли, на долечивание, организацию детского отдыха при передачи финансирования на уровень субъектов Федерации лаже увеличится. В то же время в России количество загородных детских лагерей за период 2000-2008 гг. сократилось без почти на 900 объектов. В общем, рассчитывать на расширение социальных программ санаторно-курортного лечения пока особо не приходится ни со стороны государства, ни со стороны крупных предприятий. Но, конечно, необходимо вести постоянный диалог с властью относительно развития курортной отрасли, общаться с прессой, открыто заявлять о проблемах данного направления. Ведь их немало, и главная – инфляция издержек: увеличиваются налоги на землю, начисления на фонд оплаты труда при переходе обратно от ЕСН к дифференцированным платежам во внебюджетные фонды, коммунальные платежи. Оскорбляет, называя вещи своим именем, и то, что санаторно-курортное лечение не признается страховым случаем. Чем оно хуже хирургии или медикаментозного лечения?! Эти и многие другие проблемы нужно выносить на открытое обсуждение. Но для этого курортное сообщество должно сплотить свои ряды, занимать более активную позицию, хотя бы собрать данные о росте издержек, изменении показателей рентабельности хозяйственной деятельности в сфере курортного дела и другую статистику, необходимую для обоснования своих предложений. Российский союз туриндустрии готов участвовать в этой работе самым активным образом.
Автор: Сергей Павлович Шпилько, президент Российского союза туриндустрии, Москва
Выступление на пленарном заседании Всероссийского форума «Здравница-2010»