On-line версия журнала «Санаторно-курортная отрасль»

для директоров и главных врачей санаториев
0
На главнуюУправлениепроблемы и перспективыПроблемы санаторно-курортных учреждений Пермского края

Проблемы санаторно-курортных учреждений Пермского края

Особенностью Пермского края является необычайно высокая концентрация санаторно-курортных организаций, благодаря наличию природных лечебных ресурсов и выгодному географическому положению

Санаторно-курортный комплекс Пермского края, как и весь российский рынок оздоровительных услуг, переживает нелегкие времена. Созданный в советский период, он тяжело постигал уроки рыночной экономики. В начале 90-х годов прошлого века, в период передачи финансирования курортов от профсоюзов соцстраху, резко снижаются объемы сбыта курортных услуг. В 1999 – 2000 годах здравницы постепенно адаптируются к новым условиям и выходят на устойчивый режим работы. Но с 2002 года, после реформы Фонда социального страхования и свертывания государственной финансовой поддержки, санаторно-курортный комплекс в полной мере ощутил на себе законы рынка. Оказалось, что многие здравницы были не готовы перейти от относительно спокойного существования к жесткой конкурентной борьбе за отдыхающего.

Груз проблем

Аниса Федина, директор МУП«Санаторий-профилакторий «Жемчужина»:

– В Пермском крае хорошо развита сеть санаториев-профилакториев, имеется 2 курорта: «Ключи» и «Усть-Качка». В отрасли конкурируют более 50-ти предприятий и учреждений санаторно-курортного комплекса. У всех санаториев разные объемы оказания услуг, различные организационно-правовые формы, материально-технические базы и кадровое обеспечение. Ярко выраженного лидера на рынке нет. Рынок относительно стабилен. В 1990-х гг.созданный в советский период санаторно-курортный комплекс пережил период резкого снижения сбыта услуг. Основными причинами стали отстранение профсоюзов от управления фондами социального страхования, ограничение возможностей самого фонда оплачивать санаторно-курортное лечение трудящихся и членов их семей, резкое снижение дотаций предприятий на курортное лечение и оздоровление. После свертывания государственной поддержки санаторно-курортного комплекса обострилась конкуренция между предприятиями за потребителя. Многие санатории «сошли с дистанции». Оставшиеся значительно отличаются друг от друга уровнем оказания услуг, материально-технической базой и ценовой политикой. И рассчитывают на различные целевые группы потребителей.

Изменилась структура рынка потребителей санаторно-курортных услуг. Резко возросло количество отдыхающих, купивших путевки за полную стоимость и предъявляющих совершенно иные требования к сервису. В то же время с каждым годом уменьшается количество так называемых «гарантированных клиентских потоков». Наблюдается тенденция уменьшения среднего количества дней пребывания отдыхающих в санаториях, увеличения спроса на «укороченные» программы оздоровления, широкое внедрение SPA-технологий.

Основными проблемами отрасли можно назвать недостаточное внимание к санаторно-курортному комплексу со стороны краевых властей, сезонность предоставления рекреационных услуг, несовершенство анимационно-досуговой составляющей, низкий уровень менеджмента и материально-технической базы в ряде санаториев и, как следствие, – низкое качество предоставляемых услуг. Нельзя сбрасывать со счетов конкурентов со стороны соседних регионов. Так, в последние годы в Башкортостане санаторно-курортная отрасль развивается очень интенсивно, и большую роль здесь играет мощная государственная поддержка, чего не скажешь о Пермском крае.

Безусловно, мировой финансовый кризис неблагоприятно сказывается на состоянии отрасли. На предприятиях урезаются социальные программы, направленные на оздоровление трудящихся. Снижается платежеспособность населения, и, как следствие, уменьшается поток отдыхающих в санатории. Отрасль требует больших и долгосрочных финансовых вложений с невысоким уровнем отдачи, что неблагоприятно влияет на возможность кредитования, так как банки заинтересованы только в краткосрочных финансовых вложениях. Перспективным является упор не на лечение, а на оздоровительные комплексы, разработку специализированных оздоровительных программ, особенно связанных с косметологическими и SPA-технологиями. Бурное развитие медицинских технологий позволяет оказывать услуги на принципиально более высоком уровне. Процветать будут те здравницы, которые благодаря конкурентным преимуществам смогут предложить потребителям что-то новое.

В последние несколько лет пристальному вниманию правительства, законодательных органов Пермского края подверглась проблема развития туризма, как высокодоходной отрасли хозяйства. Был принят Закон Пермского края от 09.03.2006 г №  2903656 «О туризме и туристской деятельности», и утверждена концепция целевой программы «Развитие туризма в Пермском крае». Концепция развития туризма, принятая в Пермском крае, выделяет особое место лечебному туризму как «традиционно одной из главных форм туристско-рекреационной активности населения». В качестве материально-технической базы рассматривается санаторно-курортный потенциал края. Поэтому развитие лечебного туризма является перспективным направлением санаторно-курортной отрасли.

Оздоравливайтесь сами

Татьяна Стародуб, главный врач санатория-профилактория «Гармония» НП «Жилкомсервис»:

– Рынок санаторно-курортных услуг переживает жесточайший кризис. Особенно это коснулось небольших санаторно-курортных учреждений, в частности, санаториев-профилакториев.

Сеть санаториев-профилакториев бурно развивалась в 70-е годы прошлого века как оздоровительные учреждения в составе крупных промышленных предприятий. Наш санаторий-профилакторий был введен в эксплуатацию в 1970 году для оздоровления сотрудников Пермнефтеоргсинтеза. С 2002 года санаторий-профилакторий «Гармония» передан Некоммерческому партнерству «Жилкомсервис», как и большинство объектов социальной сферы ПНОС.

В последние годы финансирование оздоровления трудящихся на предприятиях осуществляется из прибыли и для многих является непосильным. С каждым годом предприятий, заключающих договоры на приобретение путевок для своих сотрудников, становится все меньше и меньше. Большинство руководителей вообще не занимаются этим вопросом, считая, что те могут поправлять здоровье, покупая путевки за счет заработной платы. Другие выплачивают определенную сумму в качестве компенсации за путевку, как на курорт, так и туристическую, по выбору самого работника. При этих условиях выбор, естественно, падает либо на большой курорт с «раскрученным» именем, либо на поездку к теплому морю. Зачастую при выборе курортного учреждения решающим фактором является не качество оказываемой услуги, а ее стоимость. Частные лица предпочитают отдых за рубежом либо в южных регионах страны.

Ежегодно проводятся конкурсы Фонда социального страхования на оздоровление лиц, состоящих на учете в органах социальной защиты. Требования к здравницам таковы, что выиграть конкурс могут либо крупные санатории, либо те курортные учреждения, где материальная база на очень высоком уровне. Остальные обречены на вымирание. Некоторые санатории-профилактории перепрофилируются в гостиницы, утрачивая свой основной смысл – оздоровление населения.

Таким образом, кризис в курортной сфере ведет к закрытию большинства небольших санаториев.

Нам бы господдержку

Наталья Савельева, директор ООО «Санаторий «Красный Яр»

– Все здравницы Прикамья уже давно стали многопрофильными, большое внимание уделяется сервису. Комфортные условия проживания, питания, интересный досуг являются для клиента ведущими при выборе места отдыха.

Самые популярные направления работы – это развитие SPA-технологий: клиентам очень нравятся различные виды массажа, водные процедуры. Прикамье в развитии новых услуг не отстает от крупнейших российских здравниц: практически все современные технологии можно найти на наших курортах и в SPA-салонах. Менее востребованными стали солярии, и это понятно – в век онкологии с этой процедурой нужно быть осторожней.

Что мешает развитию рынка санаторно-курортных услуг? Наши суровые и непредсказуемые климатические условия. В декабре может растаять снег на лыжне, июль бывает холодным и дождливым. Планировать отпуск проблематично.

Что касается сегодняшней ситуации на рынке, то финансовый кризис на нее очень повлиял. Во-первых, значительно возросли издержки санаторно-курортных организаций: растет стоимость энергоносителей, продуктов питания и т. д. В то же время доход наших клиентов сократился. Люди начали экономить, и, прежде всего, на своем отдыхе. Поэтому поток клиентов, конечно, уменьшился.

Полноценное развитие санаторного сектора невозможно без господдержки. Ее отсутствие может привести к тому, что санаторно-курортные учреждения будут все больше преобразовываться в обычные гостиничные хозяйства. В том же случае, если отрасль начнут осваивать более активно, она может стать доминантой в экономике страны.

Санаторная революция продолжается

Александр Федяев, главный врач ООО «Лечебно-профилактическое предприятие санаторий-профилакторий «Алмед»:

– Если в СССР насчитывалось около 15 тысяч санаторных учреждений, из них примерно половина находилась на территории России, то сегодня в нашей стране их число едва превышает 2 тысячи. Точных данных, к сожалению, нет, ибо не существует органа управления санаторной отраслью. В Пермском крае насчитывается 54 санаторно-курортных организации (СКО), из них 8 – системы здравоохранения. Для Прикамья характерно наличие большого количества спелеоклиматических камер. Как говорится, сам бог велел – калийные шахты рядом. Получила распространение эндоэкологическая реабилитация (очищение организма). В последние годы появились такие редкие процедуры, как плазмаферез, радонотерапия. В 2009 году функционировало 13 санаторных лагерей круглогодичного действия.

Что касается емкости рынка – она все менее поддается учету. Мы можем комментировать только государственные программы. Так, в 2009 году государство финансировало через Фонд социального страхования: оздоровление детей – 19,5 млрд рублей, санаторное лечение льготных категорий граждан – 2,5 млрд рублей, долечивание после стационарного лечения – 4,7 млрд рублей. Таким образом, в расчете на 1 СКО приходится менее13 млн рублей. Так что госзаказом обеспечено не более 10% санаторных мощностей.

В Пермском крае существует региональный заказ на санаторное лечение работников бюджетной сферы. Безусловно, полезная идея несколько омрачается исполнением. В отсутствие единых правил территории зачастую формируют такие условия, которые либо противоречат антимонопольному законодательству, либо совершенно не учитывают качество услуги (какое качество можно ожидать при стоимости койко-дня менее 600 рублей?).

Объем пермского рынка санаторных услуг я оцениваю в пределах 3млрд рублей в год, исходя из числа коек около 7 тыс. рублей и выручки, которую приносит одна койка (у нас, в «Алмеде», койка дает около 300 тыс. рублей в год).

Тенденции на рынке санаторно-курортных услуг полностью коррелируют с общими в стране. Так, правительство давно делает попытки сократить расходы: был проект снижения взносов в соцстрах с 5,4% до 3,4%. Тогда активно работал по проблеме наш депутат Зеленин, и социальные программы не пострадали. В 2003 году правительство внесло в Думу проект закона, в котором предусматривалось резкое, в 3 раза, сокращение финансирования оздоровления детей. Наш депутат Севастьянова, председатель комитета Исаев отстояли эту статью бюджета. А вот бюджет 2010 года утверждают депутаты, избранные не от народа, а от партий. В результате в бюджете соцстраха нет расходов на детское оздоровление, долечивание, профосмотры. Эти средства появляются в бюджетах территорий. Но готовы ли территории к решению непривычных задач? Итог таких усилий нам известен – в России сохранилось около 1/3 СКО, в Пермском крае – около 40%. Создается впечатление, что на теме кризиса идет большая игра. «Акулы» снова получают помощь от государства, а социальные программы «самый социальный» бюджет уже не тянет. А вот рядовой житель продолжает лечиться в российских санаториях. По крайней мере, в «Алмеде» по этой категории в 2009 году даже наблюдается прирост (неужели от куршавелей оттянули?). На мой взгляд, развитию курортного бизнеса мешает:

а) уход с рынка государства; б) отсутствие в стране среднего класса. Богатым это неинтересно, бедным – непосильно.

В 2010 году продолжится уход с рынка слабых СКО, затем последуют процессы поглощения (в том числе непрофильными структурами), как того требует рынок, который все активнее«хозяйничает» в сфере санаторно-курортных услуг.


УжасноПлохоСойдётХорошоОтлично (Пока никто не голосовал)
Загрузка...
Читайте также
Итоги Международного научно-практического Форума «Российская неделя здравоохранения-2019»
Елена Курнявкина: «Наши 3 звезды крепкие, как четвёрки в Турции или Тайланде!»
Наталия Фоминых: «Мне повезло – я живу в Анапе!»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Версия для скачивания

Свежий выпуск

2(40)скачать в pdf >>Посмотреть содержаниевсе выпуски >>