«Проблем в отрасли по-прежнему много!»
Санаторно-курортная отрасль переживает противоречивые и нелегкие времена. С одной стороны, у современных здравниц есть все возможности и маркетинговые инструменты для дальнейшего совершенствования и улучшения финансовой ситуации, с другой стороны, в этой отрасли немало подводных камней, которые мешают планомерному развитию. Николай Афанасьевич Стороженко, ярый борец за благополучие курортного дела, осветил, перед какими дилеммами сегодня поставлена санаторно-курортная отрасль.
Николай Афанасьевич, расскажите, пожалуйста, что сейчас происходит в санаторно-курортной отрасли?
Проблем в отрасли по-прежнему много. Основная из них — отсутствие поддержки со стороны государства. Каждый год осуществляются попытки принять законы, которые могут подорвать состояние санаторно-курортного дела. В прошлом году нам удалось заблокировать принятие законопроекта об исключении санаторно-курортных учреждений из номенклатуры лечебно-профилактических. Можете представить, что бы было, если бы законопроект прошел… Тысячи медработников, которые сейчас заняты в санаторно-курортной отрасли, потеряли бы свои рабочие места. Несколько лет назад губернатор Краснодарского края обратился в правительство с просьбой отдать земли Сочи, Анапы и Геленджика органам местного самоуправления, а ведь долю прибыли органы местного самоуправления получают именно от продажи земель.
Еще один ощутимый удар по отрасли может нанести принятие закона о переводе особо охраняемых курортных территорий в статус рекреационных. Ценнейшие курортные земли, занимающие всего 0,002 % от земельного фонда России, будут разграблены, что приведет к гибели источников минеральных вод и лечебных грязей. И что тогда остается простому народу, который больше всего нуждается в восстановлении здоровья? Мы надеемся заблокировать этот законопроект при поддержке Валентины Ивановны Матвиенко. Она хорошо знает состояние курортного дела в стране и разделяет нашу позицию.
На данный момент лишь крошечная толика путевок закупается государством, причем санаториям в таких случаях, как правило, приходится продавать путевки по убыточным ценам.
Показательный пример: Во время посещения Башкортостана Д.А. Медведев беседовал с Президентом республики, который ему рассказал о нововведенной социальной программе. По ее условиям пенсионеры и инвалиды Башкирии имеют возможность, заплатив всего 5000 руб., поехать на курорты Турции (остальную сумму путевки оплачивает государство). И Дмитрий Анатольевич одобрил данную программу. Но если вдуматься: в Турции на курортах не лечат, и зачем направлять за государственный счет туда инвалидов и пенсионеров? Тем более, что в Башкирии прекрасные здравницы.
Как обстоят дела созданием саморегулирующих организаций в курортной отрасли?
Могу сказать следующее: пока не наладится продуктивный диалог с МЗ, ситуация вряд ли изменится. МЗ отказывается передавать управленческие функции курортным ассоциациям и сообществам. Зачем создавать СРО, если у нее не будет никаких полномочий? Хотя, конечно, создание курортных ассоциаций во главе с профессионалами отрасли — это необходимая мера.
Как при сложившейся ситуации современному курорту строить свою деятельность?
Многие санатории сейчас находятся на самоокупаемости и им нужно продавать продукт, на стоимость которого ложатся непомерно высокие налоги на землю, затраты на ремонт корпусов, электроэнергию и новое оборудование. Поэтому их руководители взяли курс на эффективную маркетинговую политику. Благо, что технологий по привлечению клиентуры много, но главное — качество лечения и обслуживания.
Николай Афанасьевич…Раз уж мы заговорили о методах продвижения… У журнала «СКО» появилась идея о проведении в Екатеринбурге мероприятия, которое помогло бы санаториям привлечь платежеспособную аудиторию. В рамках форума-выставки «Санаторно-курортная медицина XXI» посетители смогут узнать о лечебных и оздоровительных программах, которые предлагают здравницы, опробовать некоторые технологичные моменты на себе… А все отделы здравниц смогут пройти в ходе форума тренинги по продажам услуг, по их позиционированию, по эффективному управлению и финансовому планированию…Как вы думаете насколько нужно такое мероприятие?
Учитывая, что сейчас санатории борются за выживание и за каждого клиента, проведение подобного мероприятия просто необходимо! Управленцу любой здравницы нужно постоянно повышать квалификацию и уровень знаний. Ведь только грамотный руководитель сможет организовать работу всех служб санатория, сделать процессы безубыточными, обучить персонал «продающим» технологиям, которые помогали бы находить и удерживать клиентов. Если санаторий будет работать, как единый слаженный механизм — то ему будет намного проще выстоять в условиях современного рынка. Но всем технологиям и методам продвижения санаторно-курортных продуктов и услуг, грамотному управлению и долгосрочному финансовому планированию необходимо обучаться, чтобы в последствие донести эти идеи и знания до своей команды.
Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?
В моей памяти еще свежи воспоминания о советских временах: тогда путевки в санатории «доставали», купить их было невозможно, так как они распределялись практически бесплатно нуждающимся в санаторном лечении. Желаю, чтобы в каждом современном санатории план выполнялся на 100%. Не забывайте, что курортная отрасль очень важна и эффективна, а зачастую не имеет альтернативы. Я считаю, что санаторно-курортная отрасль просто обречена на успех!
Материал опубликован в журнале «Санаторно-курортное оснащение» №2(12) 2012