«Курорты и Туризм-2012» — взгляд специалиста
О том, что отечественные туристические выставки влияют на перспективы развития индустрии курорта, не понаслышке знают многие руководители отрасли. Однако почему-то не все изъявляют желание в них участвовать или по каким-то причинам не могут воплощать задумки, совмещать в своей деятельности планы и реальность. Поэтому неподдельное чувство гордости испытываешь за тех земляков, которым удалось принять участие в ХVIII международной выставке «Курорты и Туризм-2012», проходившей в Сочи с 10 по 14 января.
ВПЕРВЫЕ значимость этого мероприятия была отмечена на уровне Министерства курортов и туризма Ставропольского края, созданного в конце прошлого года. Существенная помощь исходила от нового министра А. Скрипника. Андрей Валериевич откликнулся на нужды участников выставки, оказал им необходимую поддержку. В частности, хочется обратить внимание на два важных момента. Во-первых, экспонируемая площадь выставки была оплачена при содействии министра из средств краевого бюджета; а, во-вторых, площадь стенда «Кавказские Минеральные Воды» была увеличена в два раза. Благодаря чему инициативные учреждения курортно-туристической отрасли Ставрополья смогли достойно подготовиться к участию в этой выставке.
А ведь на протяжении 9 предыдущих лет инициатором участия были сами санатории КМВ во главе с общественной организацией «Содружество санаторно-курортных учреждений Кавказских Минеральных Вод».
ПРОШЕДШАЯ В СОЧИ выставка по внутреннему туризму, в которой приняли участие более 220 компаний и около 2 тысяч специалистов отрасли, оказалась по-настоящему результативной. На её открытии присутствовали руководитель департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края Евгений Куделя, Глава города-курорта Сочи Анатолий Пахомов, Вице-президент Российского Союза Туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин, Член Совета Федерации Владимир Жидких, начальник Управления анализа и организации гостиничной и туристской деятельности Федерального агентства по туризму Андрей Тютюнник.
В выступлениях было отмечено, что за прошедший 2011 год на отдых за границу из России отправилось порядка 11 млн. туристов, а 34 млн. граждан нашей страны предпочли посетить многочисленные курорты Краснодарского края. Этот факт показывает востребованность отечественной туристической индустрии. Лишь в период с 30 декабря по 9 января текущего года на олимпийский курорт было выполнено 1049 чартерных рейсов, которые доставили в Сочи около 200 тыс. пассажиров. Высокими показателями, за которыми стоит колоссальная разносторонняя работа руководителей соседнего южного региона, отнюдь не могут похвалиться представители кавминводских курортов, а тем более озвучить четкие фактические данные о загрузке наших санаториев, анализ статистики почему-то приостановлен в сентябре 2009 года.
Однако вернёмся в Сочи. Смотря правде в глаза, наш регион на выставке не смог солидно выглядеть из-за того, что администрация Кавминвод фактически проигнорировала данное мероприятие — сюда не прибыло ни одного официального лица региональной власти. Делегацию региона КМВ представляли всего 18 здравниц. В частности, из Кисловодска, было всего 3 представителя.
К тому же, серьезным организационным просчетом было отсутствие региональных средств массовой информации, которые могли бы своими публикациями отразить участие здравниц региона в этом представительном курортном форуме. На большой площади не было ни одного места, предусмотренного для переговоров. Банер о Кавминводах помимо городов-курортов Кисловодска, Пятигорска, Железноводска и Ессентуков рекламировал Приэльбрусье и Домбай, создавая рекламную привлекательность нашим соседям. Опять-таки, за последние два года снизилось качество оформления стенда Кавминвод, характеризующего внешний облик нашего региона. Все продукты были направлены на продвижение бренда курортов КМВ. Среди них минеральная вода, тарели, сувениры, кружки с логотипами кавминводских здравниц. Однако почему-то забыли о Тамбуканской грязи, фильмах и песнях, повествующих о наших благодатных курортах.
В официальных мероприятиях (открытие, круглые столы «Время отдыхать в России», «Проблемы и перспективы внутреннего турпродукта») также не было представителей администрации КМВ. Таким образом, отсутствовало общение на уровне делегации с другими официальными и заинтересованными лицами.
ОБОЗРЕВАЯ ВЫСТАВКУ, кроме негатива можно было отметить и позитивные моменты. Так, крепкую сплочённость участников организовала автономная некоммерческая организация «Содружество санаторно-курортных учреждений Кавказских Минеральных Вод (председатель правления, генеральный директор ессентукского санатория «Жемчужина Кавказа» Е. Никитин). Из представленных здесь стендов особенно привлекал внимание участников выставки великолепный стенд вновь образованного холдинга военных санаториев КМВ во главе с полковником медицинской службы П.Ф. Антоновым.
ХОЧЕТСЯ ОТМЕТИТЬ также заслугу организаторов в лице генерального директора ЗАО «СОУД-Сочинские выставки» Ю. Захарченко, создавшего необходимые условия для плодотворной работы. Одним словом, в течение трех дней представители туристических компаний из разных регионов России вели диалог с партнерами: обменивались опытом, делились идеями по продвижению бизнеса. Были гости с Урала, из Красноярска, Кубани, Поволжья, Центральной России и других регионов страны. Посетили выставку даже делегации дальнего зарубежья, в частности, туроператоры одной из польских компаний… Нам бы такой контингент участников на ежегодных выставках в Кисловодске «Кавказская здравница», «Инвестиции в человека».
ВЫСТАВКА в Сочи открыла новый туристский сезон. На международные выставки в России уже приглашают Москва, Самара, Уфа, Казань, Санкт-Петербург, Ростов — на – Дону. Изъявляют желание встретиться с нашими представителями санаторно-курортного бизнеса Рига, Берлин, Хельсинки и Барселона. Мы надеемся, что Министерство по курортам и туризму Ставропольского края, формируя делегации и приобретая выставочные площади, учтёт возможности и наработанный за 12 лет положительный опыт участия в этих мероприятиях.
ОТДЫХ НА КАВМИНВОДАХ, по мнению участников сочинской выставки, вызвал неподдельный интерес у агентов, представителей промышленных, нефтегазовых и прочих предприятий. Но из-за неактивности руководителей большинства здравниц и гостиничных комплексов региона, не принявших участия в данном мероприятии, продукт санаторно-курортных и гостиничных услуг был представлен не в полном объёме, а потенциальные клиенты, к великому сожалению, — потеряны.
Подводя итоги, думается, возникшие проблемы необходимо вынести на совместное обсуждение руководителей санаториев и пансионатов, туристских комплексов, гостиниц, фирм региона и края. Хочется надеяться, что под руководством нового Министерства по курортам и туризму восстановится взаимопонимание между властными структурами и здравницами, что, в свою очередь, поднимет отрасль на более высокий уровень.
Автор: О. АЛЕКСЕЕВА
Источник: www.askukmv.ru