Инновационные методы управления: внедрение системы менеджмента качества в санатории «Анжерский»
Системная организация лечебного процесса в санаторных условиях на основе менеджмента качества является гарантом повышения результативности лечения и улучшения качества предоставляемых услуг.
За рубежом в различных отраслях услуг, в том числе и в здравоохранении, широкое распространение получили стандарты менеджмента качества (СМК) серии ISO 9000. Российских организаций здравоохранения, сертифицированных в соответствии с этими стандартами и внедривших их, пока считанные единицы.
Рынок курортных услуг — это рынок покупателя, который определяет ситуацию и вынуждает санатории искать новые подходы к клиенту. Повышение удовлетворенности потребителей, стандартизация основных процессов санаторно-курортных услуг, анализ и постоянное их совершенствование составляют основу международного стандарта ISO 9001:2008.
Для успешного внедрения системы менеджмента качества необходимо, прежде всего, принятие стратегического решения руководством организации о разработке СМК с обязательным вовлечением руководителей всех уровней и работников структурных подразделений в процесс управления качеством.
Цель, которую поставил перед собой коллектив санатория — не просто получить сертификат соответствия, а построить систему, которая действительно работает, является эффективной и результативной.
В начале 2007 года было принято решение о разработке и внедрении системы менеджмента качества в санатории в соответствии со стандартом ISO 9001:2008.
Принимая решение о построении и внедрении СМК в санатории, мы осознавали, что это сложная и трудоемкая задача, для успешной реализации которой требуются квалифицированные
знания и навыки, точное соблюдение всех закономерностей процессов, грамотное ведение и внедрение документации. Для решения этой задачи была создана группа по разработке и внедрению СМК.
Начав работу по созданию системы, мы столкнулись с некоторыми трудностями:
- решение руководства о построении системы не сразу было воспринято отдельными сотрудниками и руководителями,
- отсутствовала система измерения удовлетворенности потребителей,
- отсутствовало планирование основных процессов (входящих в СМК) и их анализ.
Подобные проблемы являются естественными при создании СМК, а их успешное решение давало уверенность в построении функционирующей системы в санатории.
Большое значение для создания качественных санаторно-курортных услуг имеют и внутренние нормативные документы, которые являются своеобразной внутренней базой для предоставления услуг требуемого уровня.
Внутренние документы регламентируют порядок предоставления услуг, определяют взаимосвязи между отдельными подразделениями, выделяют общие ценности санатория. Они являются основой (базой) для ритмичной планомерной деятельности санатория.
В санатории были разработаны следующие документы:
- руководство по качеству;
- политика в области качества;
- цели в области качества;
- стандарты оказания услуг в санатории;
- положения по отделениям;
- персональные должностные инструкции;
- положения и другие инструкции.
В качестве сертифицирующего органа была выбрана Ассоциация по сертификации «Русский Регистр», которая является официальным представителем International Certification Network (IQNet) — крупнейшей в мире сети поставщиков услуг по сертификации систем менеджмента, созданная в 1900 году. IQNet — состоит из 36 партнеров — органов по сертификации, с более чем 200 дочерними компаниями по всему миру. Партерами IQNet выдано свыше 300000 сертификатов в 150 странах мира.
В мае 2009 г. санаторий успешно прошел внешний сертификационный аудит и 15 июня 2009 г. на международном форуме IQNetв г. Санкт-Петербурге муниципальному санаторно-курортному учреждению «Санаторий «Анжерский» был торжественно вручен международный сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям стандарта ISO 9001:2008 в отношении санаторно-курортного лечения (проживание, питание, лечение, досуг).
Работа над СМ К не закончилась получением сертификата. В процессе совершенствования СМК в санатории была разработана система оценки работы персонала, которая напрямую взаимосвязана с показателями результативности процессов СМК в санатории.
Теперь, уже после построения системы, можно с уверенностью сказать, что в санатории была создана «своя» система менеджмента качества, которая соответствует бизнес — целям и особенностям процессов санаторно-курортных услуг.
Не останавливаясь на достигнутом, санаторий «Анжерский» и далее следует принципу СМК: «Планируй — Делай — Проверяй — Улучшай».
Санаторий будет продолжать постоянное совершенствование бизнес-процессов и освоение новых технологий, чтобы укрепить и расширить свои позиции на рынке санаторно-курортных услуг. Система менеджмента качества в санатории дает нам возможность выявить свои сильные и слабые стороны, обеспечивает основу для постоянного улучшения, определяет реальное отношение клиентов и выявляет их потребности, позволяет анализировать результаты своей работы.
Авторы: Питишук Э.М., Михайлова С.П. Санаторно-курортное учреждение «Санаторий «Анжерский», г. Анжеро-Судженск, пгт. Рудничный