Роль кафедр курортологии и физиотерапии в подготовке врачебных кадров для санаторно-курортного дела
Одной из приоритетных задач государственных программ развития отечественного санаторно-курортного комплекса является подготовка квалифицированных специалистов курортной терапии, обеспечивающих гарантии безопасности и качества медицинской помощи.
В современных условиях существования санаторно-курортных учреждений различных форм собственности (муниципальной, ведомственной, частной и др.) принципиально важным остается наличие единой государственной системы подготовки и квалификационной оценки осуществляющих свою профессиональную деятельность специалистов санаторно-курортного дела. Базой для проведения этих мероприятий являются кафедры курортологии и физиотерапии – единые учебные, научные и лечебные подразделения высших медицинских учебных учреждений, осуществляющие подготовку и усовершенствование специалистов санаторно-курортного дела, координацию и организацию их деятельности, что является основой для внедрения в санаторно-курортные учреждения целенаправленных программ восстановительного лечения и превентивных мероприятий по сохранению здоровья нации.
Исключительная роль в этом кафедр курортологии и физиотерапии обусловлена несколькими обстоятельствами. Во-первых, в соответствии с существующим Государственными стандартами образовательных уровней разделы курортной терапии и медицинского отбора на санаторно-курортное лечение являются одним из разделов учебной дисциплины «физиотерапия». В системе последипломного образования курортология является составной частью программы профессиональной подготовки (интернатуры) и переподготовки врачей по клинической специальности 040124 – физиотерапия, которая в соответствии с приказом МЗ РФ № 337 от 27.08.1999 года отнесена к основным медицинским специальностям. Во-вторых, физиотерапия и курортология традиционно объединены в единой научной специальности 14.00.51 – восстановительная медицина, лечебная физическая культура и спортивная медицина, курортология и физиотерапия (Приказ ВАК Министерства образования РФ от 17.08.2001 года № 307) – и на курортах используются непременно в едином комплексе. В-третьих, в программы последипломного образования врачей различных клинических специальностей введены циклы тематического усовершенствования по организации разных форм оказания медицинской помощи – медицинской реабилитации, восстановительной медицины, включающие в себя одним из элементов физические методы лечения, в том числе и методы курортной терапии. Это требует единого унифицированного подхода к определению объема знаний, умений и навыков врачебных кадров санаторно-курортных учреждений, который может быть реализован только на специализированных кафедрах.
В подготовке любого российского врача выделяют два периода: дипломная подготовка и последипломное обучение, которое претерпело ряд эволюционных этапов (Пономаренко Г.Н., 2001). Будущие врачи-физиотерапевты сегодня проходят дипломную подготовку по специальностям 040100 – «лечебное дело» или 040127 – «педиатрия». Специальность 040124 – «физиотерапия» – является врачебной и может быть получена после прохождения соответствующей формы последипломной подготовки – докторантуры, аспирантуры, клинической ординатуры, интернатуры и профессиональной переподготовки. Примечательно, что последняя форма может быть использована врачами, имеющими последипломную подготовку по одной из врачебных специальностей.
При этом продолжительность обучения в докторантуре или аспирантуре – 3 года, в клинической ординатуре – 2 года, интернатуре – 11 мес., на цикле профессиональной переподготовки – не менее 500 учебных часов. По окончании обучения врачи сдают тестовый контроль по вопросам, перечень которых утвержден МЗ РФ и частично опубликован в специальном издании (Пономаренко Г.Н., Антипенко П.В., 2000).
Основной целью работы кафедр курортологии и физиотерапии является формирование системы подготовки и усовершенствования специалистов по физиотерапии и курортологии в соответствии с реальными потребностями отечественного здравоохранения. Такая подготовка проводится по единой унифицированной программе профессиональной переподготовки на цикле «физиотерапия и курортология», утвержденной МЗ РФ в 2000 году с использованием федеральных учебников (Боголюбов В.М., Пономаренко Г.Н., 1999). Врачи-физиотерапевты один раз в пять лет проходят тематическое усовершенствование с подтверждением сертификата специалиста.
В результате обучения будущий специалист санаторно-курортного дела должен овладеть теорией и практикой физиотерапии и курортологии, приобрести необходимые знания, умения и практические навыки в объеме, необходимом для самостоятельной работы в должности врача-физиотерапевта кабинета или физиотерапевтического отделения санатория.
Такой специалист должен иметь представление об основных принципах организации санаторно-курортного обеспечения, предмете изучения физиотерапии и курортологии, этапах ее развития, механизмах формирования реакций организма на физические факторы; об общих закономерностях развития патологических процессов, определяющих возникновение и течение заболеваний, основных синдромов и симптомов и основных принципах лечебного, реабилитационного и профилактического применения физических факторов.
Врач должен знать и уметь использовать современные положения о механизмах биофизического действия, а также лечебных эффектах природных и искусственных физических факторов, основные показания и противопоказания, дифференцированный подход к их назначению в зависимости от формы и стадии заболевания, комбинированные и сочетанные методы и методики физиотерапии при различных заболеваниях. нормативные документы по организации физиотерапевтической помощи и санитарно-курортного лечения, оформить учетную форму–направление на физиотерапевтические процедуры; осуществлять медицинский отбор кандидатов на санаторно-курортное лечение и оформлять необходимые медицинские документы, составлять наиболее рациональные комплексы физиотерапевтического и санаторно-курортного лечения больных различного профиля и оценивать их эффективность; владеть современной физиотерапевтической аппаратурой, методами и методиками проведения физиотерапевтических процедур.
Учебная программа по физиотерапии состоит из трех частей: общей (изучающей лечебные свойства физических факторов), клинической (изучающей физические методы лечения различных звеньев патогенеза заболевания) и частной (рассматривающей методики физиотерапии больных с конкретными нозологическими формами). Актуальной проблемой учебного курса физиотерапии является формирование связующего звена между лечебными факторами и частными методиками их применения – клинической физиотерапии – раздела физиотерапии, изучающего действие лечебных физических факторов на различные звенья патогенеза заболевания. Целенаправленный выбор оптимального физического фактора затрудняет господствующий и сегодня в сознании врачей-физиотерапевтов нозологический принцип их выбора с опорой на конкретную нозологическую форму. Между тем развитие современной клинической медицины происходит сегодня по интегративному пути и базируется на другом – синдромном принципе.
Исходя из высокой направленности и избирательности лечебного воздействия физических факторов на конкретные пораженные болезнью структуры и системы организма, имеется настоятельная потребность внедрения синдромно-патогенетического принципа выбора физических методов лечения в физиотерапии, учитывающего специфические особенности их преимущественного действия на основные патологические процессы и системы организма – гетерогенность их лечебных эффектов. Известно, что синдром является клиническим проявлением определенного звена патогенеза (его квинтэссенцией). Поэтому сегодня представляется перспективным разработка синдромно-патогенетического выбора лечебных физических факторов, на необходимость внедрения которого во врачебную практику указывали выдающиеся терапевты – С.П.Боткин и Г.А.Захарьин.
Продуктивность синдромно-патогенетического подхода в обучении наглядно подтверждает сегодня плодотворное развитие фармакотерапии и общей патологии. Отсутствие такого подхода в образовании врачей физиотерапевтов с упором на частные методики привело к тому, что специальное образование довлеет над фундаментальным. Между тем по справедливому замечанию Д.И.Писарева: «…специальное образование обыкновенно стесняет умственный кругозор до уровня ремесленника». По нашему мнению, только трехступенчатая система образования врача-физиотерапевта может гарантировать обретение им достаточного уровня профессиональной подготовки. Для ее реализации в условиях продолжающейся научно-технической революции целесообразно развитие интернет-, телемедицинских и мультимедийных обучающих технологий (лекции, виртуальные «приемные» ведущих специалистов, WEB-конференции и пр.).
Продуктивное преподавание физиотерапии возможно только при соблюдении двух атрибутов существования любой клинической кафедры медицинского ВУЗа: плодотворной научно-исследовательской и клинической работы, являющихся фундаментом учебного процесса.
Научная работа профессорско-преподавательского состава кафедры должна лежать в русле перспективных направлений научных исследованеий современной физиотерапии: изучения механизмов лечебного действия низкоинтенсивных физических факторов и научного поиска новых эффективных физических методов лечения, разработки критериев эффективности физических методов лечения и курортной терапии, участия в мультицентровых рандомизированных исследованиях по их включению в протоколы (консенсусы) лечения основных заболеваний, разработки адекватных критериев дозирования процедур курортной терапии, исследования фундаментальных лечебных свойств природных лечебных ресурсов.
Исключительную ценность научно-исследовательской работы на кафедре особо подчеркивал И.П.Павлов в письме в АН СССР (1929 г.): «…в высших учебных заведениях необходимы не только преподаватели, но и научные деятели с исследовательскими лабораториями, иначе наши высшие учебные заведения превратятся в гимназии и мы, не в пример всему культурному миру, будем лишены высших учебных заведений». Выдающийся физиолог предупреждал против характерного для наших дней существенного расширения числа кафедр профессиональной переподготовки специалистов санаторно-курортного дела в ВУЗах, не имеющих квалифицированных специалистов и не занимающихся научными исследованиями по физиотерапии. Результаты такого пагубного расширения мы встречаем сегодня в безграмотных назначениях врачей, а завтра увидим в воинствующем невежестве «учеников».
Не менее важно для формирования клинического мышления будущего врача-физиотерапевта его участие в клинической работе кафедры – клинических обходах и разборах больных, амбулаторном приеме и стационарном лечении больных. Основу лечебной работы кафедры составляет оптимизация комплексов физических методов лечения в программах санаторно-курортного лечения больных; расширение объема физиотерапевтической помощи и санаторно-курортного лечения больных за счет внедрения принципиально новых физических методов лечения, обеспечения высокой избирательности (прицельности) их действия, сужения противопоказаний для физиотерапии, включения в аппараты биологической обратной связи с пациентом, комплексное использование физических методов лечения.
Итак, основой современной системы подготовки специалистов курортного дела является организация единого научно-педагогического и лечебного процессов, основанная на современных технологиях обучения, которая может быть реализована только на кафедрах курортологии и физиотерапии.
Автор: Пономаренко Г.Н., д. м. н., профессор, главный физиотерапевт Министерства обороны РФ, начальник кафедры курортологии и физиотерапии Военно-медицинской академии им. С.М.Кирова, г. Санкт-Петербург