О доступности российских курортов
На вопросы ответил генеральный директор и главный врач ОАО «Курорт «Старая Русса» Виктор Петухов.
— Виктор Борисович, Вы 25 лет возглавляете курорт, а работаете там уже более 30 лет. Нелегко, наверное, сегодня в курортном деле удерживаться на плаву?
— В российском – да. Парадокс нашей действительности в том, что дешевле отдыхать в Турции и Египте, чем на российских курортах. Все удивляются, почему у нас так дорого? На это могу сказать лишь одно: нас поставили в такие условия. В Тунисе предпринимателю, который строит отель на курорте, земля обходится в 10 раз дешевле, чем другим застройщикам. В нашей стране в курортной местности коэффициент для всех одинаковый.
Еще одни парадокс. С нас берут налог за загрязнение атмосферного воздуха, в то время как мы являемся практически фабрикой по производству кислорода и озонированного воздуха для всего города Старая Русса. Но есть закон: любое российское предприятие, имеющее автотранспорт, котельную и так далее, должно платить этот налог. С 2011 года ситуация еще ухудшится, когда единый социальный налог будет не 26%, а уже 34%. То есть доступность российских курортов для наших граждан будет еще ниже.
— Несмотря на трудности, сегодня санаторий «Старая Русса» производит впечатление успешно функционирующего учреждения.
— В этом году курорт «Старая Русса» отметил свое 182-летие. История у курорта большая и трудная. Свое второе дыхание он обрел в 2003 году и по сегодняшний день успешно функционирует. До этого, в течение более 10 лет, был период забвения, когда о санатории практических забыли. В 1991 году оборвалась ниточка соцстраха и все ринулись на острова. Конечно, многие по-прежнему там лечатся, но сейчас ситуация все же другая.
Нам удалось вылезти из глубокой ямы, в которой оказались в конце 80-х годов после жесточайшей эксплуатации курорта: корпуса находились без капремонта по 30-40 лет, все было сильно изношено. Признаюсь, многое сделать нам помогли, как ни странно, лихие 1990-е годы. Сегодня для того чтобы закрыть корпус на капитальный ремонт нужно лет на пять забыть обо всем остальном – прибыли, развитии.
Вот конкретный пример. В 2000 году на ремонт 3-го корпуса мы истратили порядка 7 млн рублей, там была полная перепланировка и замена всех коммуникаций. В 2009 году минимальный ремонт только части 6-го корпуса обошелся нам в 35 млн рублей! Цены на все выросли в 10 раз. Но все-таки мы привели в порядок лечебную базу курорта, много удалось сделать и в парке, и в озерно-грязевом хозяйстве.
— Расскажите о лечебной деятельности курорта?
Во-первых, мы много сделали для того, чтобы снизить количество противопоказаний лечению в санатории. Расширение профильности потребовало внедрение новых лечебных методик. Раньше ничего ведь кроме дождевого и циркулярного душа и дать не могли. Сейчас мы можем предложить серьезную программу, вплоть до локальной криотерапии.
Мы открыли новые направления. Точнее сказать, вернули их из досоветского периода. Ведь все, что сейчас считается новым, существовало еще до революции. В советские времена людей отправляли лечиться с такими хроническими заболеваниями, как пневмония – в Крым, в Анапу. Люди возвращались и начинали снова активно болеть. Все правильно. Надо внимательно изучать историю. Еще до революции немецкие врачи, которые практиковались здесь, в Старой Руссе, говорили, что лечиться нужно там, где ты живешь — незачем русским ехать в Германию, тратить свое здоровье. А своих, наоборот, призывали приезжать сюда. В своих научных статьях они писали: «Если вы хотите зимой сэкономить на пилюлях летом приезжайте в Старую Руссу». Нас сравнивали с Бад-Кройцнах, и это сравнение было не в его пользу. Нас называли вторым Баден-Баденом.
— Чем же курорт «Старая Русса» лучше других бальнеологических курортов?
— Ну, вы только вдумайтесь в название – «Мертвое море» и вспомните сказку о мертвой и живой воде.
Целебные грязи и минеральная вода – основа курорта «Старая Русса», он и был создан благодаря этим двум природным явлениям. Грязь на курорте используется в лечебных целях с 1839 года, и до сих пор она остается уникальной. Еженедельно мы проводим химический и бактериологический контроль и раз в год обязаны делать полный анализ грязи, включая радиологический. У нас своя лаборатория, которую удалось сохранить в 1990-е годы. Нас контролирует санэпиднадзор, полный анализ делают в Москве в Российском научном центре физиотерапии и курортологии. На территории курорта 8 источников минеральной воды, качество которой также проверяется. Мы полностью отвечаем за то, что предлагаем нашим пациентам.
Мы знаем случаи, когда наш курорт продлил жизнь онкологическим больным. Лечить в санатории их нельзя ни грязями, и минеральными водами. Но нигде не написано, что им нельзя просто находиться в санатории, отдыхать, быть среди людей и чувствовать себя полноценными.
Петербургский Институт пульмонологии нас благословил на открытие нового направления – лечение бронхо-легочных заболеваний. Ведь на территории курорта бьет фонтан с минеральной водой, количественный состав которой 20 грамм соли на литр, в радиусе 800 м образуется естественная природная галокамера. Пожалуйста – дышите!
Мы тесно сотрудничаем со многими лечебными и научными учреждениями Санкт-Петербурга – Военно-медицинской академией, Центром гигиены и общественного здоровья, Аграрным университетом. Там о нас знают не понаслышке и рекомендуют Старую Руссу.
Кроме того, курорт «Старая Русса» всегда был не только лечебным, но и культурным центром области. Многие известные сегодня певцы дебютировали на сцене нашего концертного зала. Мы тщательно продумывает культурную программу, потому что досуговая составляющая имеет очень большое значение в выборе тех мест, куда люди едут лечиться и отдыхать. Недавно заключили договор с Санкт-Петербургской консерваторией. Талантливым студентам надо выступать, но на большие площадки их не пустят, а мы предоставляем и площадку, и размещение. Они обкатывают свое мастерство и нам хорошо.
— «Старая Русса» один из немногих курортов для взрослых, где можно лечиться детям тоже?
— Впервые лечить детей на курорте для взрослых стали именно в Старой Руссе. Еще в царские времена здесь была колония для золотушных детей, царское правительство это оплачивало по линии Общества защиты народного здравия. 1892 год — начало такого направления, за 10 лет до того как возник курорт Анапа.
Это направление тоже имеет свою непростую историю. До 1990 года у нас было подростковое отделение. Дети 14-17 лет, в основном сироты. Никто из них, конечно, о здоровье не думал. Силой гоняли на процедуры. В 1992 году в 11-м корпусе на базе детского сада мы открыли санаторную группу. Все приняли это начинание на ура кроме местных властей – им понадобилось это здание для детского дома. До 1995 года фонд соцстраха покупал путевки в межсезонье, к нам приезжали целые классы с учителями из сельских школ. У нас они и лечились, и учились, учителя жили во 2-м корпусе. Но потом сказали, что дети — это не страховой случай. И мы стали развивать лечение родителей с детьми.
— Какие позиции в законодательстве сегодня мешают развитию курорта и вообще курортной базы России?
— Фискальная политика и дикий государственный рэкет. Поборы, по линии МЧС — 1,5 тыс. требований по пожарной безопасности, и они растут из года в год. Сегодня уже нет такого понятия как предупреждение – сразу выписывается штраф 500-700 тыс. руб. Какую проверку ни возьми – если штрафа нет – значит, проверка проведена неэффективно.
Во всем мире в период кризиса стараются как-то облегчить участь предприятий, чтобы они выжили, у нас начинают давить штрафами. Заявка на лицензию, например, на водопользование у нас должна рассматриваться в течение месяца. Но по факту, ее рассматривают годами, а пока лицензии нет — предприятие каждый квартал штрафуют. Нет установленных законом предельно допустимых выбросов в атмосферу, потому что природоохранные органы тормозят их принятие. А, по сему, берется коэффициент 25. И они молодцы – у них все по закону.
В России до сих пор нет государственной политики в курортном деле, — это я могу сказать абсолютно точно, так как я в это отрасли работаю более 30 лет.
— Местные власти как-то помогают?
— В этом плане курорту повезло. У нас хорошая поддержка со стороны губернатора, правда, только морально-политическая. Финансовой быть не может, потому что Новгородская область – дотационная.
— За счет каких ресурсов работает курорт сегодня?
— Наши пациенты – главный ресурс. Рекордная среднегодовая заполняемость была в 2008 году – 87%, в 2009-м – 75%. Когда начался кризис, количество пациентов от предприятий уменьшилось ровно вдвое. Сегодня, в основном, люди приезжают лечиться за собственные деньги, таких 80%, за счет Фонда соцстрахования – 3%, остальные — от предприятий и по линии ДМС.
Большая часть наших пациентов — из Петербурга. С Обводного канала ходит прямой автобус. По железной дороге можно добраться на электричке с Московского вокзала до Новгорода, с пересадкой на автобус до Старой Руссы. Есть планы со следующего года сделать чартер от гостиницы «Октябрьская» до курорта и обратно.
Подготовила Мария Борисова
Источник: www.abnews.ru