Санаториям присвоят категории по аналогии с гостиничными звездами
На фоне кризиса таких популярных среди россиян турнаправлений, как Турция и Египет, Ростуризм начинает активно развивать внутренний туризм, в том числе такое специфичное направление, как санаторно-курортный отдых. Глава Ростуризма Олег Сафонов и президент Национальной курортной ассоциации Александр Разумов подписали соглашение о сотрудничестве, предусматривающее совместное продвижение и популяризацию санаторно-курортного лечения и отдыха в России.
— Развитие санаторно-курортного комплекса рассматривается как одно из ключевых направлений реализации туристического потенциала нашей страны, — сказал Олег Сафонов «Известиям». — Это важнейшая задача в рамках стратегии диверсификации предложений в целях развития внутреннего и въездного туризма. Ее решение предполагает повышение уровня сервиса в здравницах, подготовку и переподготовку кадров, разработку и внедрение новых технологий в области оказания лечебно-оздоровительных услуг.
Главное, что предстоит сделать в ближайшее время, — создать на базе Национальной курортной ассоциации реестр санаторно-курортных учреждений.
— Реестр мы планируем создать до конца этого года, — сообщили «Известиям» в пресс-службе Ростуризма. — Этим займется экспертный совет, который уже формируется. В него войдут представители Ростуризма, Национальной курортной ассоциации и других заинтересованных ведомств. А уже после создания реестра будут разработаны критерии оценки санаториев. Учитываться будут условия пребывания, набор предлагаемых услуг, качество сервиса, оборудование, направление лечения.
Как и по каким критериям будут определяться категории санаториев, в Ростуризме пока не знают. Но принцип будет примерно тот же, что и при определении звездности отелей. Разумеется, с поправкой на специфику — всё же санаторий — это не гостиница. И как уточнили в Ростуризме, санатории — это объекты Минздрава, и они по-прежнему останутся в его ведении.
— Оздоровительный туризм — это очень перспективное направление отдыха. И оно поможет расширить туристический сезон вплоть до круглогодичного режима, — сказали в пресс-службе Ростуризма. — Ну и популяризация внутреннего туризма — это тоже очень важный момент. В России настолько разнообразные и уникальные климатические зоны, что в этом смысле мы вполне можем конкурировать с европейскими здравницами. И, разумеется, у нас такой отдых в разы дешевле.
По словам представителей Ростуризма, эффективным механизмом создания качественной санаторно-курортной инфраструктуры является Федеральная целевая программа по развитию внутреннего и въездного туризма, работающая на принципах государственно-частного партнерства. А один из самых успешных инвестиционных проектов в сфере оздоровительного туризма — санаторий «Белокуриха-2» в Алтайском крае. Объем государственных вложений в объект в рамках ФЦП составил 2,2 млрд рублей, а объем привлеченных частных инвестиций — 5,5 млрд. В рамках этой же программы создаются туристско-рекреационные кластеры санаторно-курортного типа «Эко-курорт Кавминводы» в Ставропольском крае, «Абрау-Утриш» на Кубани и «Соленые озера» в Оренбургской области.
Как рассказал «Известиям» вице-президент и руководитель комитета по внутреннему туризму АТОР Илья Уманский, «санаторно-курортный отдых — это очень интересный сегмент рынка, который обладает большим потенциалом».
— В России много известных санаториев, не связанных с отдыхом на море. На Алтае, в районе Кавказских Минеральных Вод, в Сибири, в Карелии, в Подмосковье. И среди них есть эффективно работающие. Это отдельная индустрия, отдельный рынок. Был достаточно долгий период, когда санаториям пришлось очень тяжело, с 1990-х годов была практически утеряна культура оздоровления, — рассказал Илья Уманский. — Но те санатории, которые смогли сохранить лечебную базу и персонал, приспособились к новым условиям и сейчас неплохо себя чувствуют. Они развивают медбазу, внедряют новые методики, закупают оборудование. Они вполне успешны и не специализируются на отдыхе для пенсионеров, как принято считать, а находят свои ниши. Взять хотя бы знаменитый «Кивач» в Карелии, который занимается вопросами очищения организма и снижения веса. Попасть туда непросто, записываться надо заранее.
По словам представителя АТОР, 80% населения страны считают отдыхом лишь отдых на море.
— Проблем с санаторно-курортным отдыхом, на мой взгляд, две. Первая — это то, что у нас утеряна культура оздоровительного отдыха. К сожалению, в головах у потребителей нет ассоциации отдыха с оздоровлением. Но такой отдых оказывает колоссальное влияние на здоровье. А вторая проблема — отсутствие правильных и современных подходов к реализации этого продукта. В советские времена, как правило, этим занимались поликлиники. Сейчас этим иногда пытаются заниматься турагентства. Но это абсолютно неправильно, — считает Уманский. — Менеджер турагентства только что, условно, рекламировал и продал путевку в Египет и тут же должен рассказать, в какой санаторий вам надо поехать с учетом ваших медицинским проблем? Но тут ведь есть определенная специфика, поэтому продажей путевок в санатории не может заниматься менеджер, который, в лучшем случае, окончил институт туризма. Этим должны заниматься отдельные организации, околомедицинские. А может, и поликлиники. В общем, надо создавать центры реализации этого продукта, сами санатории не могут с этим справиться.
Как считает эксперт АТОР, создание реестра не способно решить эти две проблемы.
— Что будет в реестре? Примерно один и тот же перечень услуг и врачей. Как понять, что мне нужен тот или иной санаторий? А вот какой-то независимый реестр или портал с отзывами о различных санаториях необходим, — считает Уманский.
Впрочем, нечто подобное предусмотрено Ростуризмом. После того как будет создан реестр санаториев, появится и специализированное приложение. Помимо списка санаториев с подробным описанием, пользователям будут доступны карты природных ресурсов России и информация об особенностях отдыха в каждом из регионов.
(Источник: http://izvestia.ru/)