Саморегулирование в курортной отрасли: мода или жизненная необходимость?
В развитых странах система саморегулирования формировалась веками и в настоящее время является одной из основ организации общества. Саморегулируемые организации (СРО) действуют практически во всех областях общественной жизни, особенно, в бизнесе.
Саморегулирование имеет почти столетнюю историю, но в России эта традиция до недавнего времени практически отсутствовала.
В курортной отрасли, в соответствии с сегодняшним законодательством, саморегулирование не является обязательным. Тем не менее, согласно закона «О саморегулируемых организациях», СРО могут создаваться на добровольной основе по инициативе самих санаторно-курортных организаций.
Дополнительным стимулом к развитию саморегулирования является закон о защите прав юридических лиц при проведении контроля, наделяющих членов организаций, входящих в СРО, правом на упрощенный контроль.
Новый стимул – отмена лицензирования. В связи с этим, увеличивается риск недобросовестного поведения на рынке. Мы все являемся свидетелями многочисленных фактов предложения различных медицинских, оздоровительных, санаторно-курортных услуг компаниями, не имеющими соответствующей лицензии. Как показала практика последних лет, государственное лицензирование оказалось неэффективным, и ему на смену должны прийти механизмы саморегулирования.
Конкурентные отношения между участниками рынка санаторно-курортных услуг предполагают уменьшение влияния государства на реальные хозяйственные процессы. Власть устанавливает определенные правила и отдает возможность нашему бизнес-сообществу контролировать себя и выполнение данных правил.
Но при этом, по моему мнению, очень важно, чтобы саморегулируемые организации тоже должны играть по правилам рынка. Не должно получаться так, что появятся одни саморегулируемые организации, например, в Москве, куда соответствующее министерство назначит своего чиновника, и всех участников нашего сообщества «добровольно пригласят» туда вступить. Но это — не саморегулирование. Это очередная передача властных полномочий группе частных лиц, которые их используют в собственных бизнес целях. По-моему, главное чего не должно быть, это жёсткой позиции, что саморегулируемая организация у нас одна: заходите и несите членские взносы все, а бывшие чиновники за наши же деньги будут нас регулировать. Это не саморегулирование, а его подмена.
Сегодня многие руководители здравниц, наверняка, уже размышляют о вступлении и невступлении в СРО, взвешивая, что им такой шаг даст. Здесь необходимо помнить, что это возможность самим решать свои профессиональные вопросы, не передоверяя их бюрократии, принимать активное участие в законотворчестве и через изменение правовой базы лоббировать интересы курортной отрасли.
На сегодняшний день у нас в стране создано сотни различных профессиональных ассоциаций и союзов, которые считают создание СРО, как минимум несвоевременным. Но если мы, как курортная отрасль, заявляем, что являемся рыночной средой и этот рынок конкурентный, то у участников рынка не получится быть его полноценным и адекватным участником, не являясь членом саморегулируемой организации.
Автор: Спицын Сергей Алексеевич, Главный врач санатория «Дюны» (Санкт-Петербург)
www.sankurtur.ru