Пляж под напряжением
Инфраструктура кубанских курортов не готова к перегрузкам
Нынешним летом Черноморское побережье России вновь испытало небывалую нагрузку: число гостей перевалило за 12 миллионов. Насколько их устраивает качество отдыха? Каков ресурс у наших кубанских городов-курортов и в чем их конкурентные преимущества? Об этом наш разговор с заслуженным врачом РФ, лауреатом премии правительства РФ в области науки и техники, доктором медицинских наук, председателем комитета Совета депутатов Анапы по вопросам санаторно-курортного комплекса, туризма, здравоохранения и образования, генеральным директором санаторно-курортного комплекса «ДиЛУЧ» Верой Севрюковой.
Вера Стефановна, похоже, в этом году город-курорт Анапа вновь поставит рекорд по количеству отдыхающих?
Вера Севрюкова: Да, вероятнее всего. Круглый год Анапа востребована как уникальный курорт, сюда люди едут со всей страны, чтобы хоть раз в год побывать на теплом море и оздоровиться. Здесь уникальное сочетание ценных лечебных ресурсов, и потому город держит марку одного из самых востребованных семейных и детских курортов страны на протяжении многих лет.
Но с каждым годом все заметнее, что город мало приспособлен к такому числу гостей. Анапа задыхается в пробках , общепит работает на пределе, пляжи перегружены в 5-7 раз, огромна нагрузка и на муниципальный транспорт…
Вера Севрюкова: И такое напряжение город испытывает каждый летний сезон. Что вы хотите — теплое море одно и все к нему стремятся. Соглашусь, что рекорды по числу отдыхающих в последнее время весьма негативно отражаются на городской инфраструктуре: в Анапе появились серьезные проблемы с водой, не хватает электроэнергии, развился транспортный коллапс. Все это, безусловно, портит нашим туристам впечатление от отдыха.
Такие же инфраструктурные трудности — с электроэнергией, водоснабжением и транспортом, с загруженностью пляжей — испытывают и другие курортные города, к примеру, Туапсе или Геленджик. Фактически единственным курортом в стране, удобным для большого количества отдыхающих, где созданы идеальные условия и выстроена эффективная дорожная сеть, является лишь Сочи.
Чтобы предоставить тем, кто приезжает к нам, полноценный отдых, нужно существенно вкладываться в электросети, в совершенствование дорожно-транспортной сети, в очистку и развитие пляжей… Я считаю, что такие же условия, как в Сочи, нужно создавать и в других курортных городах Черноморского побережья, куда съезжаются путешественники со всей страны. Это наш общий целебный ресурс, и здесь нужны усилия не только муниципалитетов и инвесторов, но и государства, подчеркнули на минувшем Госсовете.
Возьмем анапские пляжи, настоящее целебное богатство юга. Известно ли вам, что вся главная набережная Анапы принадлежит… центральному универмагу? Чтобы пляжи поставить на баланс, их выставляют на конкурс и затем передают тем, кто предложит большую цену. В итоге получается, что ключи от главного достояния Анапы — пляжей и моря — арендаторы-коммерсанты сосредоточили в своих руках. Они не дают Роспотребнадзору обследовать микробиологические показатели моря, не обеспечивают прохода к пляжам людям, находящимся на лечении. Анапская региональная курортная ассоциация, которую я возглавляю, борется за сохранение рекреации курорта, выступает за то, чтобы пляжи предоставлялись санаториям и пансионатам, оказывающим санаторно-курортные услуги, а не отдавались торговцам и прочим непрофильным организациям. Нами внесен ряд предложений по обеспечению целевого использования рекреационных ресурсов курорта. Но чтобы они работали, нужны изменения в Водный кодекс. Это серьезная работа, и, может быть, депутаты новой Думы этим займутся.
Ассоциация также выступает против резкого увеличения числа жилищных комплексов в Анапе?
Вера Севрюкова: Да, это неизбежно ведет к увеличению численности населения, которому требуются детские сады, школы, парковки, медицинские услуги, а возможности города не позволяют их обеспечить в полной мере. В результате хаотичной застройки на Высоком берегу в Анапе выросли целые микрорайоны высотных домов, и как следствие — в городе начались проблемы с электроэнергией, транспортом, водоотведением.
Мы стремимся привлечь к проблемам города-курорта внимание Совета Федерации, других представителей законодательной и исполнительной власти не только регионального, но и федерального уровней. Приняли участие в разработке предложений для Госсовета по развитию санаторно-курортной отрасли, который состоялся в Белокурихе, и рады, что часть из них уже озвучена.
В Анапе очень много мам с детьми, для которых эта здравница — не просто море и солнце, но и надежда на здоровье.
Вера Севрюкова: Этим Анапа и уникальна. Так, наш санаторий принимает 18-20 тысяч отдыхающих за год, работает круглогодично, с высокой эффективностью и принимает как взрослых, так и детей. Осенью и зимой идет прием по социальным путевкам, опять ждем большой заезд. Наши бесценные помощники — ярко выраженный природный фактор Анапы, который позволяет исцелять от множества заболеваний, и огромный опыт моих коллег, врачей-курортологов. Мы берем на себя обязательство за 18-20 дней отдыха вернуть на ближайшие шесть месяцев человека к работе, и это удается, что доказано различными исследованиями. Здравница принимает активное участие в реализации медико-социальных программ федерального уровня: в санаторий приезжают на исцеление люди, перенесшие инсульт и другие сложные заболевания, и мы обязуемся вернуть их к прежней полноценной жизни.
А, кстати, сам термин «санаторно-курортное лечение» — это чисто советское изобретение?
Вера Севрюкова: Не думаю. Санаторно-курортное дело отлично развито в Чехии, Германии, других европейских странах. Но, если вы помните, государственная программа по санаторно-курортному лечению существовала только в СССР, где заботились о своей нации. Каждый рабочий имел право раз в три года полечиться в санатории и за 24-26 дней привести свой организм в порядок. Сейчас же все частное, редкие предприятия покупают путевки своим сотрудникам, чтобы они могли поправить здоровье и отдохнуть у моря.
Строить санатории стало невыгодно?
Вера Севрюкова: Видите ли, здравницу открыть намного сложнее, чем гостиницу или спа-отель. Санаторий — это весьма долгосрочная отдача. Если спа-отель окупит себя при стоимости 8 тысяч в сутки через два года, то санаторий — только через шесть лет. Дороже обходится не только строительство, но и содержание лечебных учреждений. К примеру, одна ванна стоит 5-6 тысяч долларов, а их нужно регулярно менять. Современное оборудование, реактивы, зарплата медперсоналу — все это финансовые затраты, которые собственникам не нужны. Вряд ли бизнес будет развивать то, что принесет прибыль нескоро. А федеральные курорты, выполняя задачи восстановления здоровья граждан в общенациональном масштабе, фактически не имеют ни преференций, в том числе налоговых, ни специальной финансовой поддержки для развития за счет средств федерального бюджета.
Полагаю, всесторонне продуманная стратегия развития санаторно-курортного комплекса страны, которая появится через полгода, как раз и определит приоритеты государственного финансирования и порядок привлечения частных средств в эту сферу.
Источник: https://rg.ru/2016/09/28/reg-ufo/v-rossii-vyrabotaiut-strategiiu-razvitiia-sanatorno-kurortnogo-kompleksa.html