Анимационные программы для детей
В курортных гостиницах детям должно уделяться большое внимание, поскольку счастливый ребенок приносит счастье своим родителям, а значит втрое повышает эффект от предоставленной услуги. Для организации детской анимационной деятельности используют не только материальную базу для взрослой анимации, но и специальные сооружения, помещения и оборудование для детей. Во многих туристских комплексах есть специальное помещение для детской анимации — мини-клуб.
Цель аниматоров мини-клуба — как можно интереснее занять детей, чтобы дать возможность родителям отдыхать спокойно, не заботясь о них, их местонахождении и безопасности.
Для родителей, отдающих детей аниматорам, самым важным фактором является обеспечение их безопасности, поэтому очень важно, чтобы аниматоры были внимательны, предупредительны, а при необходимости могли оказать ребенку первую медицинскую помощь.
Работа аниматоров в мини-клубах имеет свою специфику. Прежде всего, здесь должны работать аниматоры-профессионалы, имеющие специальную педагогическую подготовку и опыт работы с детьми. Аниматоры должны быть людьми добрыми, чуткими, общительными и внимательными. Им приходится решать межличностные конфликты детей, направлять их деятельность, заинтересовывать, увлекать. Аниматор должен обеспечить каждому члену детской группы возможность для активного участия во всех делах, постоянно меняя состав участников и распределение ролей в группах.
Желательно, чтобы перед началом работы в мини-клубе аниматоры прошли курс практической анимации и обязательный инструктаж по технике безопасности. Обучение аниматоров на практике (планирование работы, проведение репетиций, подготовка костюмов, разработка праздников, анализ проведенных мероприятий и пр.) и совершенствование их деятельности должны продолжаться в течение всего периода их работы в мини-клубе.
Для того чтобы отдыхающие и их дети были информированы о работе клуба, необходимо проводить красочные рекламные мероприятия в виде анонса в начале каждой недели, а затем — ежедневно и более подробно. Чем ярче и интересней будет дана
информация о предстоящем мероприятии, тем больше участников будет к нему привлечено.
Формы подачи информации могут быть самыми разными: объявление по радио, показ заготовленных видеороликов, вывешивание красочных объявлений на информационной доске, обеспечение красочными буклетами с анонсом (которые выдаются администратором или оставляются горничной в номере), выступления аниматоров-зазывал за завтраком, на пляже и т. д. Можно провести экскурсию для детей и их родителей по мини-клубу. Важно, чтобы информация давалась на родном языке отдыхающих или на понятном им языке.
Анимация в гостиничном мини-клубе должна отличаться от развлечений детей в школе или детском саду своей праздничностью, красочностью, эффектностью, чтобы запоминалась детьми надолго, поэтому важно тщательно подбирать интересные игры, развлечения, конкурсы и часто менять их. Необходимо продумывать альтернативные мероприятия на случай плохой погоды или каких-либо других непредвиденных обстоятельств. Программы для детей должны быть дифференцированы по возрастам (от 3 до 6 лет, от 6 до 9 и от 9 до 12 лет) и составлены с учетом особенностей данного возраста.
Предлагается краткая характеристика возрастных особенностей:
Дети младшего возраста любознательны, подвижны, активны, но быстро утомляются, поэтому необходима быстрая смена деятельности. У детей этого возраста велик авторитет старших, они пытаются во всем подражать им, с удовольствием играют, рисуют, лепят. Однако надо помнить, что за ними надо следить очень внимательно, поскольку они быстро утомляются, перегреваются и переохлаждаются. Они мало что знают и умеют. Особенно внимательно надо следить за их играми на воде.
Дети среднего возраста отличаются повышенной возбудимостью, эмоциональностью и даже конфликтностью. Они легко увлекаются игрой, соревнованием, творческим делом. Однако важно удержать этот интерес яркими мероприятиями, интересными делами.
Дети подросткового возраста по характеристике поведения одновременно более интересны и сложны. В этом возрасте начинается половое созревание, идет перестройка всего организма. Эта категория детей хочет показаться всем окружающим взрослыми, однако интересы и возможности пока еще детские. Подростки нуждаются в деятельности, чтобы израсходовать своюнеуемную энергию. Однако часто предложения старших воспринимают скептически, поэтому увлечь их гораздо труднее. Зато они с удовольствием танцуют на дискотеках, общаются со сверстниками, участвуют в конкурсах красоты и других мероприятиях. Подростков нужно включать в разработку мероприятий, подготовку и проведение игр и соревнований, доверяя им роль лидера.
В соответствии с возрастом могут предлагаться разные формы проведения досуга: беседы, веселые часы, викторины, дискотеки, карнавалы, конкурсы (эрудитов, вралей, почемучек, девочек, мальчиков, загадок, песен, рисунков, поделок и т. д.), концерты, мастерилки, олимпиады, пикники, соревнования, турниры, шоу, экскурсии и т. д.
Несколько дней отдыха можно сделать тематическими. В такой день все досутовые мероприятия должны посвящаться одной теме. Некоторые анимационные мероприятия для детей целесообразно проводить вместе с родителями. Например, неплохо по окончании отдыха показать родителям, чему научились дети за время отдыха — устроить концерт, конкурс, шоу или другое заключительное мероприятие, которое можно снять на фото- и видеопленку и вручить в качестве призов или подарков родителям.
Чтобы детям было интереснее и веселее, ведущие могут переодеваться в костюмы клоунов, пиратов, индейцев и т. п. Аниматоры мини-клуба занимаются также подготовкой и проведением детских шоу. Репетиции начинаются за неделю. Главное -задействовать всех желающих, но навязывать детям что-то, если они этого не хотят, нельзя. Многие дети занимаются в танцевальных, спортивных, музыкальных кружках по месту жительства и имеют готовые номера. Это облегчает работу аниматоров. Тем детям, у которых нет специальной подготовки, предлагаются танцы с легкими движениями. Дети охотно исполняют песни под фонограмму, пародируя знаменитых певцов. В конце шоу на сцену приглашают всех детей, они исполняют клубный танец, после чего им вручают большой торт.
Подготовка к заключительному анимационному мероприятию требует много времени, сил, энергии, но зато и отдача от него большая, поскольку родители с огромным удовольствием наблюдают за выступлениями своих чад, повзрослевших, загоревших, научившихся играть на сцене, танцевать или освоивших какие-либо другие умения и навыки. Родители всегда будут довольны проведенным отдыхом, если он понравился ребенку.
Дети тоже получают дополнительную мотивацию, узнав, что им доверят выступать на сцене, как настоящим артистам, в красивых костюмах, что они будут соревноваться и смогут показать свои умения, после чего еще будут вознаграждены подарками, призами и симпатией зрителей.
Поскольку большое значение в анимационных программах для детей имеют тематические дни и подготовка к ним, остановимся подробнее на одном из них.
Тематический день «Цирк»
Мероприятия первой половины дня. Ребята рисуют портреты, мастерят костюмы для:
а) львов. Полоска картона по размеру шеи ребенка оклеивается гофрированной бумагой желтого или коричневого цвета, затем вешается на шею ребенка как жабо;
б) клоунов. Картон в форме петли размером 15 х 30 см разрисовывают и украшают аппликациями;
в) тяжелоатлетов. К палке с помощью скотча или нитки прикрепляют два воздушных шара;
г) танцоров на канате и акробатов. Из гофрированной бумаги, полоски картона (по размеру талии ребенка) делают юбки, украшают их аппликациями также из гофрированной бумаги всех
цветов и повязывают на талию ребенка;
д) мешочки для жонглеров. Кусочки прозрачной пленки 20 х 20 см наполняют песком и формируют шарики, заворачивают каждый из них в кусок материи 25 х 25 см и закрепляют.
Шарики должны быть одинакового размера.
Мероприятия второй половины дня. Два аниматора, переодетые в клоунов, приходят в мини-клуб и показывают детям трюки. Аниматор, исполняющий роль директора цирка, приглашает всех на цирковое представление. Он радушно приветствует всех участников и рассказывает содержание и последовательность программы циркового представления.
Открытие цирка. Игра «Буря-огонь-вода» в исполнении львов и клоунов. Все дети бегают по кругу, затем аниматор зовет, например, клоунов и все клоуны садятся на землю или ложатся на живот и т. д. Дети одновременно разучивают свои роли. Аниматор по очереди вызывает каждого актера и приглашает его что-нибудь исполнить.
Вся команда цирковых артистов поет, танцует и шумит на весь клуб, чтобы привлечь внимание к цирковому представлению. Все это транслируется по радио. Шеф-аниматор в цирковом представлении исполняет роль конферансье. Он объявляет выступление участников и приглашает их на арену.
Львы прыгают через обруч. Директор цирка (аниматор) держит обруч и приглашает детей прыгать через него и демонстрировать трюки. Тяжелоатлеты поднимают штанги, которые смастерили сами, и показывают позы культуристов. Клоуны кувыркаются и жонглируют. Танцоры по канату балансируют на канате с зонтиком или палкой в руках. Акробаты прыгают и ходят колесом. После представления в мини-клубе организуется праздничный стол.
Подготовительные мероприятия. Аниматор предупреждает работников кухни о приготовлении праздничной еды, по радио объявляет о предстоящем цирковом представлении.
Необходимый реквизит: декоративная косметика или акварельные краски, полоски из гофрированной бумаги, полоски из картона, нитки, листы гофрированной бумаги размером 15 х 30 см, ткань или салфетки и полиэтиленовые мешочки, песок, палка, штанга, шест, надувные шары, канат и гимнастические маты.
Занятие в мастерской «Умелые руки не знают скуки»
В этой мастерской можно сделать, например, шерстяных зверюшек. Берется материал: шерсть, цветные лоскуты или цветная бумага, клей, ножницы, картон. Делается полукруг из картона нужного размера. Затем надо обмотать его шерстью (пока он не станет достаточно толстым), сделать надрезы по краям и обвязать их шерстяными нитками. Потом — наклеить глаза, нос, язык так, чтобы мордочка выглядела забавно.
Спортивные игры в бассейне
Плавающее ведро. Два ведра плавают по бассейну. По сигналу «старт» все участники (две команды) начинают бросать мячи в свое ведро. Один игрок (в каждой команде) находится рядом с ведром и бросает все мячи, не попавшие в ведро, обратно. Победителем считается команда, которая первой бросила все мячи в свое ведро.
Сбор теннисных мячей. Образуются две команды. Позади каждой команды стоит ведро. В бассейне плавает большое количество теннисных мячей (их можно заменить другими предметами). Выиграет та команда, которая соберет больше мячей в свое ведро. Условие: каждый ребенок может принести только один мяч.
Наполнение ведра. Образуются две команды. Участники команд поочередно наполняют свои стаканчики водой и плывут или бегут к противоположной стороне бассейна, где стоит ведро, и выливают в него воду. Побеждает команда, быстрее наполнившая свое ведро.
Кто боится белой акулы? Ребенок или аниматор, исполняющий роль акулы, стоит на одной стороне бассейна, напротив других детей, и кричит: «Кто боится белой акулы?». Дети хором отвечают: «Никто!».
Акула: «А если она приплывет?».
Дети: «Тогда мы уплывем».
Дети переплывают бассейн, а «акула» плывет им навстречу и пытается поймать как можно больше детей. Пойманные дети становятся «акулами».
Как глубока вода? Роль рыбака исполняет ребенок или аниматор. Остальные дети стоят на противоположной стороне бассейна и спрашивают рыбака: «Рыбак, рыбак, как глубока вода?». Рыбак отвечает, например: «100 метров». Дети: «Мы идем к тебе». Рыбак показывает жестом: «Задний ход!». Пока дети пытаются перейти на другую сторону бассейна, рыбак ловит их.
Осторожно — айсберг! Одному ребенку завязывают глаза. Остальные распределяются в воде и замирают в позе айсберга. Ребенок с завязанными глазами пытается перебраться на другую сторону бассейна, не задев «айсберг». Когда он приближается к «айсбергу», тот издает сигнал: «пи-и-и-ип».