On-line версия журнала «Санаторно-курортная отрасль»

для директоров и главных врачей санаториев
0
На главнуюПерсонаФедор Елфимов: «Драть с санаториев три шкуры – это неправильно»

Федор Елфимов: «Драть с санаториев три шкуры – это неправильно»

Директора санаториев Белокурихи уже несколько раз писали письма вице-губернаторам: сначала Михаилу Щетинину, затем Сергею Локтеву. Они указывают на то, что в разы повысившийся земельный налог и неподъемные тарифы на тепло могут сделать их продукт неконкурентоспособным.


Одним из тех, кто подписался под письмами, стал Федор Елфимов , директор санатория «Россия» и, по признанию многих участников рынка, один из лучших менеджеров в курортном деле. Он рассказал о том, как формируется цена путевки и почему не существует «санаторного бизнеса».

 

— В 2008-2009 годах в Белокурихе серьезно сократилась загрузка санаториев и их доходы. Однако в этом году число гостей выросло. Как для вас прошел летний сезон?

— Кривая у нас всегда примерно одинаковая. Провал бывает ежегодно с 10 января и по май включительно. В июне мы начинаем набирать обороты. И в июле-августе нам уже приходится отказывать клиентам. Этим летом без конца раздавались звонки с просьбами принять, разместить. А у нас возможности нет. В «России» 750 мест. В этом году у нас размещалось до 830 человек: в семейных номерах ставили дополнительные места для детей. Был небольшой спад по числу гостей в конце августа, перед школой. Но сегодня санаторий опять заполнен.

 

— В этом году вы повышали цены по сравнению с летом прошлого года?

— Мы всегда закладываем рост, но обычно эту разницу приходится или турагентствам отдавать, или за счет нее предприятиям-клиентам скидки делать. В итоге сегодня цена койкодня у нас ниже, чем летом прошлого года. При этом нужно иметь в виду, что у нас налог на землю возрос с 2,4 млн. до 8 млн. рублей. Тарифы на тепло тоже повысились. И поэтому, когда сегодня нам предлагают, скажем, включить в курсы новые ванны или препараты, мы говорим, что тогда путевки станут неподъемными, потому что любые дополнения и нововведения ложатся на их себестоимость.

 

— Вы с коллегами много говорили о высокой стоимости тепла. А сколько у вас сегодня уходит на оплату других коммунальных услуг?

— В среднем примерно так: 1 млн. рублей – тепло, 600 тыс. – электроэнергия, 370–400 тыс. – вода, канализация и другая коммуналка. В других городах тарифы кратно ниже.

 

— Повысившийся налог на землю из-за переоценки кадастровой стоимости земли стал проблемой для многих предприятий края. На местах бизнес обращается к депутатам с просьбой установить минимальный коэффициент. Какую позицию заняли депутаты в Белокурихе?

— Применили максимальный коэффициент. Я сам депутат и пытался достучаться до коллег, но среди них практически нет руководителей предприятий, поэтому уговорить не удалось. Есть люди, которые считают, что с санаториев надо три шкуры драть, чтобы наполнить городской бюджет. Санаторий «Россия» заплатил в прошлом году 63 млн. рублей налогов в бюджеты всех уровней. Было время, когда санатории освобождались от налога на имущество и развитие шло совершенно иными темпами. Сегодня любое увеличение бремени на нас сказывается на стоимости путевки. В том числе поэтому нас нельзя сравнивать с Турцией, как это многие делают. Туда как минимум лететь в 2,5 раза дешевле, чем, скажем, из Москвы в Барнаул.

 

— Но и жители Барнаула говорят, что в Турцию съездить дешевле, чем отдохнуть в Белокурихе, добравшись до нее даже на собственном авто, то есть без перелета.

— Это дикое заблуждение. Эти два продукта вообще нельзя сравнивать. Если только по проживанию и питанию. Но комплекс лечения, который предлагает сегодня Белокуриха, не только санаторий «Россия», уникален. Можно все то же самое сделать в другом месте, но это будет не Белокуриха.

 

— Несмотря на рост налогов и тарифов, вы продолжаете развиваться. Корпус, например, новый достраиваете. Сколько вы закладываете на развитие?

— Мне сложно сказать в цифрах. Но от нашего оборота это совсем немного. Мы постоянно ведем текущий ремонт. Уже три года строим новый корпус. Все – на кредитные средства. Но проценты надо платить, а значит — зарабатывать. Мы построили новый корпус из-за кризиса (хоть и не люблю это слово) фактически в два раза дешевле. Договорились с подрядчиками: «Мы вам больше дать не можем, но вот столько дадим точно. И вы сохраните свое производство». Строительство перехода из старого корпуса в новый стоило бы 15 млн. рублей. Мы его построили за 9 млн. рублей.

 

— Санаторный бизнес рентабелен?

— Мы закладываем рентабельность 20%. Но 10-15% уходит контрагентам. Если мы получаем от 8 до 12%, то считаем, что великолепно поработали. Когда говорят «санаторно-курортный бизнес», я улыбаюсь. Можно говорить о деятельности, о работе, о чем угодно, но о бизнесе — вряд ли.

 

— В некоторых турагентствах говорят, что с санаториями Белокурихи сложно работать, поскольку непросто договориться об агентской комиссии. Можете ли вы обойтись без агентств?

— Агентская комиссия иногда действительно обременительна. Я помню, была комиссия 5%. Сегодня она достигает 15%. Наши отделы продаж мы учим, развиваем, усиливаем. Но без помощи агентств нам сложно, прежде всего — в решении вопроса сезонности. Но в турфирмах арендованы офисы, работает по нескольку человек и стоит несколько компьютеров. И они получают до 15% комиссии. А у нас? Только штатных сотрудников — 800 человек, фонд заработной платы от 13 до 15 млн. рублей. И наша рентабельность — 12%. Эти моменты не совсем справедливы.

 

— На круглом столе, который проходил в Барнауле в ходе выставки «Человек. Экология. Здоровье», ваши коллеги говорили, что после того, как государство отказалось от финансирования программ по реабилитации граждан, санатории рискуют превратиться в отели с элементами оздоровления. Вы согласны?

— В уставе любого предприятия первой задачей значится извлечение прибыли. Но я убежден, что Белокуриха — это здравница. Сегодня мы пытаемся предоставить услуги на любой уровень притязаний. Экстрим-парк для лыжников и велосипедистов, горнолыжные спуски, каток для хоккеистов, лыжня для спринтеров, трасса для биатлона, экскурсионные программы на Синюху и т. д. — все это делается для гостей. Но это дополнительные услуги! Мы не жертвуем медициной. Основное наше преимущество – вода. Ее состав уникален.

 

— Какую долю в стоимости путевки составляет оказание именно медицинских, оздоровительных услуг?

— Примерно третью часть. Арифметика простая. 2,1 тыс. рублей — один койкодень. Делим на три: 700 рублей – проживание, 700 – трехразовое питание по типу шведского стола (это не просто яичко и кашка на завтрак), 700 – лечение. Вспомните, сколько стоит сейчас один только прием у доктора? 350 рублей. Тот комплекс, который предоставляем мы, не сравним с этим.

 

— Какую часть в общем объеме гостей занимают корпоративные клиенты – гости, приезжающие по путевкам, оплаченным предприятием?

— Порядка 30%. С корпоративными покупателями мы работаем годами, прислушиваемся к их пожеланиям. Но 40% составляет доля людей, которые покупают путевки самостоятельно.

 

— Распространено мнение о санаториях Белокурихи как о предприятиях, которые несут издержки по содержанию, особенно зимой, однако с лихвой отыгрывают их стоимостью путевок, и им грех жаловаться. Вы можете поспорить с такой точкой зрения?

— Это заблуждение. Цена нашей путевки по сравнению с затратами — три копейки. Убежден, что этот продукт стоит гораздо больше. Мы иной раз работаем «в ноль», иногда даже в минус (по зиме, как правило), только чтобы сохранить коллектив, чтобы дождаться лета, когда путевки на 15% дороже, и перекрыть потери. Мы без кредита не платим зарплату, без кредита не строим. А не развиваться, не совершенствоваться нельзя, люди не приедут.

 

— Вы участвуете в федеральной программе развития туризма?

— Кластер «Белокуриха» вошел в число пилотных проектов, которые будут участвовать в федеральной программе по въездному и внутреннему туризму. Наш санаторий постарается в нем поучаствовать. Мы развиваем направление в сторону горы Синюхи. Сам Бог велел идти туда. Гора высотой 1,3 тыс. метров, снег лежит с октября по май. Дорогу до заимки мы практически сделали. В 25 км от санатория «Россия» начинаются удивительные маршруты. И это все — в зоне доступа наших гостей.

 

— Влияет ли на загрузку тяжелая дорога?

— Конечно, к нам очень непросто добраться. Логистика не выстроена. Я сам не так давно летал в Ханты-Мансийск: сначала до Новосибирска ехал шесть часов, потом на самолете летел до Нижневартовска, переночевал там и уже потом полетел в Ханты-Мансийск. И поэтому сегодня говорят, что Бийский аэропорт необходим. Это действительно так. И когда спрашивают: «А зачем два аэропорта на расстоянии 200 км», — я отвечаю, что это совершенно разные вещи. 70–90 км от аэропорта до мест отдыха – идеальное расстояние по всем мировым меркам.

 

— Существует ли конкуренция внутри Белокурихи?

— Да и довольно высокая. Поверьте, в Белокурихе нет плохих санаториев. Но приоритеты у всех разные. Кто-то больше на отдых ориентирован, кто-то – на медицину, кто-то – на сервис.

 

Источник: www.ratanews.ru

УжасноПлохоСойдётХорошоОтлично (Пока никто не голосовал)
Загрузка...
Читайте также
Итоги Международного научно-практического Форума «Российская неделя здравоохранения-2019»
Елена Курнявкина: «Наши 3 звезды крепкие, как четвёрки в Турции или Тайланде!»
Наталия Фоминых: «Мне повезло – я живу в Анапе!»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Версия для скачивания

Свежий выпуск

2(40)скачать в pdf >>Посмотреть содержаниевсе выпуски >>