On-line версия журнала «Санаторно-курортная отрасль»

для директоров и главных врачей санаториев
0
На главнуюУправлениепроблемы и перспективыКак повысить рентабельность санатория и сделать его более привлекательным?

Как повысить рентабельность санатория и сделать его более привлекательным?

 

«Наш санаторно-курортный комплекс родом из советской системы, отсюда и его достоинства, и его недостатки», — эти слова главного врача сочинского санатория «Победа» профессора Александра Ветитнева задали тон дискуссии о перспективах отечественного СКК на III Международном форуме специалистов в области спа- и велнесс-услуг.

 

С одной стороны – мощная медицинская база, квалифицированные кадры – несомненные достоинства санаториев. С другой – явная социальная направленность комплекса в прежние годы повлекла за собой проблемы с рентабельностью сегодня, плюс неприятные ассоциации с больницей, плюс «ненавязчивый» сервис. Анализируя состояние санаторно-курортного комплекса, Александр Ветитнев отметил постепенное вымывание санаториев, переход их в разряд других средств размещения, в основном в гостиницы. Так, на курортах Краснодарского края сейчас работают 633 гостиницы и только 236 санаториев. Те санаторно-курортные объекты, что еще сохраняют свой статус, имеют проблемы с персоналом, который переходит в гостиницы: 6-7% уровень рентабельности санаториев исключает высокие зарплаты. Санаторно-курортные предприятия либо реорганизуются (Сочинский спа-отель «Родина» — бывший санаторий), либо ищут поддержку крупных корпораций или государства.

 

Курорт Сочи, Краснодарский край, известная своими природно-климатическими факторами здравница, все увереннее переходит с направления «лечение» на направление «отдых». Об этом говорит и короткая продолжительность туристического сезона (по словам г-на Ветитнева «он сужался, сужался и вот – остались только три месяца»), и краткосрочность пребывания на курорте: в 2010 году она упала рекордно низко – до 9,5 дней, понятно, что за такой срок нельзя получить полноценного санаторно-курортного лечения. Однако профессор Ветитнев признает, что так происходит не везде: курортный район Кавказских Минеральных Вод усилил свои позиции с момента относительной стабилизации санаторно-курортного комплекса (2003 год), когда в санатории вернулись отдыхающие по путевкам, финансируемым из Фонда социального страхования, и выросли инвестиции и государства, и частных инвесторов. Этот курорт имеет ярко выраженную монопрофильность: в Кавминводы едут только лечиться, соответственно, и понятие «высокого сезона» практически размылось: санатории имеют равномерную загрузку в течение года. Примерно такая же ситуация складывается на алтайском курорте популярными оказались и ряд санаториев Центрального района.

 

Еще один фактор в пользу санаториев: кризис показал, что повсеместно они в период нестабильности «упали» меньше, чем гостиницы.

И все же, вопрос остается открытым: что делать, чтобы повысить рентабельность санаторного продукта, сделать его привлекательным?

 

Отчасти решение вопроса зависит от изменений в законодательстве. Александр Ветитнев напомнил, что уже много лет и Российский союз туриндустрии, и депутаты Госдумы поднимают вопрос о признании санаторно-курортного лечения страховым случаем для тех, кто имеет полисы ДМС. Между тем, по непонятным причинам, это решение постоянно откладывается.

Собственная выживаемость отдана на откуп самим санаториям. Что могут сделать они? Повышение уровня сервиса, введение новых услуг, и, прежде всего такого «вкусного», модного и дорогого продукта как спа-центр может стать лекарством от безденежья? Г-н Ветитнев не дает однозначного ответа на этот вопрос. Все-таки, считает он, спа и санаторий – суть не одно и тоже, и смешивать «высокую медицину» и процедуры для удовольствия надо, по крайней мере, четко объясняя потребителю разницу. Кроме того, на лечение в санатории идут люди не всегда высокого достатка. Как отнесутся к такому соседству взыскательные гости спа-отелей? И все же эксперт отмечает успешную работу средств размещения, которым удался симбиоз оздоровительных услуг и спа-центра. На Черноморском побережье это, например, комплекс «Надежда Spa и Морской рай», в котором работает спа-центр и центр восстановительной медицины и реабилитации, оздоровительно-развлекательный комплекс «АкваЛоо» (Лазаревский район Сочи).

 

На форуме выступили и представители других средств размещения, в которых успешно сочетают медицинские процедуры с услугами спа-центров. Александр Барбакадзе в 1989 году выкупил реабилитационную больницу «Большие соли» в селе Некрасовское Ярославской области, профиль — лечение заболеваний опорно-двигательного аппарата, главным образом – болей в спине различного происхождения. Схема лечения примерно такова: больной приезжал в больницу три раза с перерывом в полгода, после чего наступал период длительной эмиссии – на 15-20 лет. Сейчас двухнедельное пребывание и лечение в больнице обходится примерно в 80 тысяч рублей, при этом она почти всегда имеет максимальную загрузку. Здесь лечатся и пациенты по соцстраховским путевкам: таких в санаторий пребывает до 10 человек в месяц. Больница, по словам г-на Барбакадзе, высоко рентабельна. 6 лет назад был открыт спа-отель при больнице. Перед этим, рассказывает А. Барбакадзе, был изучен международный опыт, и специалисты пришли к выводу, что «все это есть у нас в больнице, надо только «причесать» персонал, чтобы он смог приступить к такому тонкому и вкусному делу, как спа». Теперь в спа-отеле «Большие соли» – более 200 видов услуг, и все они востребованы клиентами. «Приезжают лечить спину – и хотят извлечь максимальную пользу за дни пребывания в больнице: заняться проблемами с лицом, подлечить зубы, избавиться от стресса». В результате 30% от оборота всего комплекса дает спа-центр и генерирует дополнительную клиентуру.

 

В пользу введения спа-услуг в санатории высказался и Сергей Глухих, заведующий ЛОК «АкваВитаТерм» санатория «Россия». По его заявлению, после введения в эксплуатацию спа-центра популярность и доходы санатория выросли.

 

 

Наталья Шамсутдинова, заместитель директора спа-отеля «Югорская долина», рассказала, что на ее предприятии пришли к выводу о целесообразности введения медицинского центра при спа-отеле. В управляющей компании Cronwell hotels&Resorts посчитали, что открытие медицинского центра повысит загрузку и прибыль отеля. Уже построенный в «Югорской долине» медицинский центр в скором времени вступит в эксплуатацию.

Надежда Маньшина, генеральный директор НП «Санкуртур», прокомментировал сочетание спа-центра и санатория с медицинской точки зрения. По ее мнению, здесь нужно не забывать главную заповедь врача «Не навреди!». Процедуры в спа-центре, которые идут параллельно с санаторно-курортным лечением, могут принести вред: к примеру, общий массаж и через полчаса антицеллюлитный не пойдут на пользу. Врачи санатория и специалисты спа-центра должны четко соотносить лечебные и спа-процедуры для каждого гостя. (Элеонора Арефьева, RATAnewsH&R)

 

http://sankurtur.ru/news/3437/

УжасноПлохоСойдётХорошоОтлично (Пока никто не голосовал)
Загрузка...
Читайте также
Итоги Международного научно-практического Форума «Российская неделя здравоохранения-2019»
Елена Курнявкина: «Наши 3 звезды крепкие, как четвёрки в Турции или Тайланде!»
Наталия Фоминых: «Мне повезло – я живу в Анапе!»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Версия для скачивания

Свежий выпуск

2(40)скачать в pdf >>Посмотреть содержаниевсе выпуски >>