On-line версия журнала «Санаторно-курортная отрасль»

для директоров и главных врачей санаториев
0
На главнуюУправлениепроблемы и перспективыПроблемы санаторно-курортного комплекса нужно решать!

Проблемы санаторно-курортного комплекса нужно решать!

Наша страна располагает уникальными природными лечебными факторами, а санаторно-курортное лечение в России было всегда самым лучшим.

С годами понятие санаторно-курортного лечения утратило свою актуальность. В период экономических изменений в стране большинство санаторно-курортных организаций использовались как базы отдыха, не соответствовали требованиям оказания санаторно-курортного лечения. Однако, такие страны Болгария, Чехия, Китай, Япония развивали и продолжают активно использовать опыт санаторно-курортного лечения накопленного Россией за советский период. Несмотря на тяжелые периоды, санаторно-курортная отрасль в России продолжает представлять собой высокоразвитую сеть санаторно-курортных организаций, в системе которой реализуются задачи по профилактике, оздоровлению и реабилитации граждан при различных распространенных заболеваниях у взрослого и детского населения.

На территории России расположено более 2 000 санаторно-курортных организаций. Наибольшее количество которых сосредоточено в Краснодарском (250 организаций), Ставропольском (106 организаций) краях и в Московской области (116 организаций).

Обращает на себя внимание, что в целом их число ежегодно сокращается, преимущественно за счет уменьшения числа санаториев-профилакториев и детских санаториев, однако, несмотря на это, количество людей, получивших санаторно-курортное лечение, ежегодно незначительно увеличивается.

Так, по данным Росстата, в 2005 году санаторно-курортное лечение было предоставлено 6,3 млн. человек, а в 2009 году — 6,6 млн. человек. Эти показатели связаны с тенденцией предоставления более коротких, по сравнению с традиционными сроками курсов санаторно-курортного лечения. Это поставило перед российским здравоохранением новую ответственную и нелегкую задачу не только снизить в сложившейся ситуации качество оказания санаторно-курортного лечения, но и выйти на новый более высокий уровень за счет внедрения инновационных медицинских технологий.

Наша страна располагает огромным потенциалом природных лечебных ресурсов, расположенных на большой территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов, и их дальнейшее эффективное использование и развитие может рассматриваться как дополнительное инвестирование в здоровье человека.

Важный следующий этап — систематизация лечебно-оздоровительных местностей и курортов, природных лечебных ресурсов и всех санаторно-курортных организаций, расположенных на территории России, в связи, с чем Минздравсоцразвития осуществляет функции по формированию государственного реестра курортного фонда РФ.

С 2009 года Минздравсоцразвития введен в эксплуатацию программно-информационный комплекс «Государственный реестр курортного фонда РФ», внедрение которого позволяет не только обосновать открытие новых лечебно-профилактических учреждений в курортных местностях, но и выявить существующие учреждения, которые недостаточно эффективно используют природные лечебные ресурсы. Ряд регионов крайне не результативно организовали процесс ввода информации по санаторно-курортным организациям. Несмотря на неоднократные наши обращения только 20 субъектов РФ полностью заполнили базу данных. При этом федеральные органы исполнительной власти зарегистрировали все санаторно-курортные организации.

В ведении Минздравсоцразвития находится 47 санаторно-курортных учреждений с общей коечной мощностью  более 11 тыс. В 2009 году в санаториях получили высококвалифицированную санаторно-курортную помощь более 112 тыс. человек, (в том числе по бюджету — 60 344 человека (53,6%).

В 2009 году впервые на федеральном уровне утвержден порядок направления граждан разных категорий после оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, из федеральных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Минздравсоцразвития и РАМН, для прохождения ранней реабилитации в санаторно-курортных учреждениях.

Порядком предусмотрено, что регионам, не имеющим на своей территории санаторно-курортных учреждений, рекомендовано предусмотреть заключение соглашений на предоставление путевок в другие субъекты РФ. Минздравсоцразвития для таких регионов предусматривает возможность направления взрослых и детей для лечения и оздоровления в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении министерства.

Каждый субъект РФ может направить детей не только в санаторно-курортные организации субъектового подчинения, но и в специализированные уникальные санатории (психоневрологического, онкогематологического, офтальмологического, гастоэнтерологического, эндокринологического, ортопедического и пульмонологического профиля) и в туберкулезные санатории, находящиеся в ведении Минздравсоцразвития. Наш опыт уже дал положительные результаты в виде охвата большего количество граждан и целенаправленной реабилитации непосредственно после заболевания. Эту модель мы рекомендуем для дальнейшего внедрения всеми субъектами РФ.

Начиная с 1 января 2010 года оздоровление и медицинская реабилитация граждан осуществляется в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.

На 2010 год финансовое обеспечение медицинских и иных услуг, оказываемых в санаториях (включая детские, а также в санаториях для детей с родителями), не участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, осуществляется за счет соответствующих бюджетов.

При условии включения санаториев в территориальную программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение медицинской помощи, оказываемой в них, осуществляется за счет средств фонда обязательного медицинского страхования.

В 2010 году по данным мониторинга реализации программы госгарантий регионами предусмотрено 9,5 млрд. руб. в бюджете регионов, из них в рамках ОМС предусмотрено 300 млн. руб.

Сегодня подготовлен к обсуждению и размещен на сайте Минздравсоцразвития России проект порядка оказания медицинской помощи гражданам РФ по направлению медицинской реабилитации и санаторно-курортной помощи. Работа предстоит в этом направлении достаточно большая. Часть санаторно-курортных организаций используются как базы отдыха, не отвечают требованиям оказания санаторно-курортного лечения, располагаются вне лечебно-оздоровительных местностей и курортов, природные лечебные ресурсы являются привозными, а зачастую и не применяются в лечении. Имеют место факты строительства коттеджей, бензоколонок и других, несвойственных курорту, предприятий в пределах зон горно-санитарной охраны курортов и лечебно-оздоровительных местностей, а также факты непродуманного и несогласованного городского и курортного строительства, приводящего к запредельным нагрузкам на коммуникации, нехватке питьевой воды и другим аварийным ситуациям. Это недопустимо!

Не полностью соответствует установленным требованиям экологическая и санитарно-эпидемиологическая обстановка на курортах. Основная проблема в обеспечении водоснабжением и канализацией курортов — старые инженерные сети (большая часть водопроводных сооружений сдана в эксплуатацию более 40 лет назад, вследствие чего износ водопроводных сетей составляет 75–85%, что не позволяет организовать нормальное функционирование здравниц и создает угрозу распространения инфекционных заболеваний, передающихся водным путем). Серьезные проблемы имеются в организации сбора и утилизации отходов на территории ряда курортов.

Проблем много, но, несмотря на это, мы уже с сегодняшнего дня должны с вами начать выстраивать единую по всей стране систему организации санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации.

 

На отдельной плашке:

14 августа на совещании в Кисловодске Татьяна Голикова озвучила основные предложения Министерства по развитию санаторно-курортных комплексов:

  • Привести статус курортов (федерального, регионального или местного значения) в соответствии с действующим законодательством и утвердить положения о курортах, определяющие порядок и особенности функционирования.
  • Организовать мониторинг состояния и использования курортов, природных лечебных ресурсов, контроль за сохранением и развитием береговой полосы, ужесточение контроля за нарушением законодательства по несанкционированному строительству и нецелевому использованию территории федеральных курортов.
  • Проработать вопрос об установлении мест способов утилизации и переработки отходов на территории курортов в соответствии с международными санитарными нормами.
  • В целях профилактики социально-значимых неинфекционных заболеваний разработать механизм направления граждан в санаторно-курортные учреждения.
  • Развивать санаторно-курортные комплексы с использованием государственно-частного партнерства в рамках функционирования особых экономических зон туристско-рекреационного типа.
  • Разработать меры по совершенствованию программы подготовки и переподготовки менеджеров в санаторно-курортной и туристической сферах.

Доклад Т. Голиковой на форуме «Развитие санаторно-курортной помощи, восстановительного лечения и медицинской реабилитации», г.Москва

УжасноПлохоСойдётХорошоОтлично (Пока никто не голосовал)
Загрузка...
Читайте также
Итоги Международного научно-практического Форума «Российская неделя здравоохранения-2019»
Елена Курнявкина: «Наши 3 звезды крепкие, как четвёрки в Турции или Тайланде!»
Наталия Фоминых: «Мне повезло – я живу в Анапе!»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Версия для скачивания

Свежий выпуск

2(40)скачать в pdf >>Посмотреть содержаниевсе выпуски >>