On-line версия журнала «Санаторно-курортная отрасль»

для директоров и главных врачей санаториев
0
На главнуюУправлениепроблемы и перспективыСанаторно-курортная отрасль: проблемы и перспективы

Санаторно-курортная отрасль: проблемы и перспективы

Говоря о важнейшей роли курортной отрасли в профилактике заболеваний, лечении и реабилитации больных, следует констатировать низкое финансовое обеспечение обязательств государства по санаторному лечению граждан, исключение санаторного лечения из видов страхового обеспечения, слабую платежеспособность населения, недостаточную востребованность государством услуг санаторно-курортных организаций всех форм собственности. И, как следствие, отсутствие  этапности оказания медицинской помощи и сохраняющиеся высокие заболеваемость и инвалидность населения.

 

Нет необходимости убеждать в важности лечебной и профилактической роли санаторно-курортной отрасли, которая всегда была одним из эффективнейших и массовых звеньев отечественного здравоохранения.

Опираясь на это, Минздрав предложил концепцию программы развития санаторно-курортного лечения, в которой не только освещены проблемы санаторно-курортной отрасли, но и намечены основные пути их решения.

Задача состоит в конструктивной доработке концепции с учетом более эффективного использования потенциала здравниц для оздоровления населения.

Следует обратить внимание, что в настоящее время нет достоверного учета ни количества санаторно-курортных учреждений, ни количества лиц, получивших лечение.

Так, по одним данным Росстата, в 2011 г. была 2461 санаторно-курортная организация на 499 тысяч коек, предоставившая лечение 5 млн. 382 тыс. больным, по другим — 1958 организаций на 345,6 тыс. мест, пролечивших 4 млн. 951 тыс. человек, а, по данным Минздрава, сейчас в России 1944 санаторно-курортных учреждения различных форм собственности, которые в 2010 г. пролечили 6 млн. 297 тыс. пациентов (данные Росстата).

Хотя в основных направлениях модернизации системы санаторно-курортного лечения и предусматривается ведение Государственного реестра курортного фонда РФ, но, на наш взгляд, это должно быть первоочередной задачей федерального органа исполнительной власти в соответствии со статьей 4.1 № 23-ФЗ.

Санаторно-курортные организации, включенные в Госреестр, будут обеспечивать лечение больных через госзаказ без всяких конкурсов. Перепрофилирование санатория под заболеваемость населения должно быть осуществлено обязательно с учетом наличия природных лечебных факторов. А охват санаторно-курортным лечением с 6% в 2012 г. до 45% можно увеличить не к 2020 году, а в ближайшие 2-3 года.

 

Для этого необходимо использование следующих резервов:

Койка должна работать не 215-253 дня, а 320-350 дней в году. Кроме того, должны быть задействованы все здравницы, включенные в Госреестр, вне зависимости от формы собственности. Не включенные в Госреестр учреждения будут размещать клиентов, приезжающих на короткие сроки, получающих фитнес, велнес, СПА, другие оздоровительные услуги, а так же курсовочное лечение на курорте.

Если нет достоверного учета курортного фонда, нельзя дать объективную оценку его состояния, определить количество лечившихся по путевкам и в укороченные сроки, медицинскую профилизацию здравниц и источники финансирования пребывания в санаториях. Не говоря уже о социальной, профессиональной и возрастной структурах лечившихся и востребованности лечебных профилей курортов.

Кроме того, должен быть осуществлен учет природных лечебных ресурсов, особо охраняемых территорий, целевое их использование, разведка, изучение. Резервирование их под будущее курортное строительство. Сегодня без определения реального состояния курортной отрасли невозможно выстраивать программу его развития. К сведению: площадь всех земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов составляет всего лишь 0,09% от площади земель особо охраняемых территорий и объектов.

Об эффективности и востребованности санаторного лечения свидетельствует тот факт, что в 2011 году 431 тысяча больных, в том числе 99 тыс. детей, лечилось на курортах по курсовкам. И это притом, что в 2012 году на продвижение российского турпродукта было выделено из федерального бюджета 136 млн. рублей, а на продвижение курортного продукта — 0.

Выездной туризм увеличился на 11,8% и составил в 2011 г. 14 млн. человек, которые вывезли из страны более 30 млрд. долларов США.

В связи с тем, что в России давно идет «ползучая» приватизация курортных земель, необходимо на время ввести мораторий на продажу земель лечебно-оздоровительного назначения, взять их на учет, разобраться в каких целях они используются и кем, проводится ли плановое восстановление природных лечебных ресурсов, тем более, резервируются ли земли под будущее курортное строительство или уже сегодня незаконно застраиваются объектами, не имеющими никакого отношения к лечебно-рекреационному делу. Надо ликвидировать нарушения. Это важнейшая, неотложная задача.

 

В бюджете фонда социального страхования РФ в последние годы не предусматриваются средства на оплату санаторных путевок работающим и членам их семей. Сокращаются программы санаторной помощи гражданам, относящимся к льготным категориям.

Средства федерального и региональных бюджетов на санаторно-курортное лечение граждан льготной категории из года в год уменьшаются. Кроме того, конкурсная стоимость койко-дня пребывания в санатории устанавливается значительно ниже фактической.

Известно, что издержки санаториев обусловлены поддержанием необходимого уровня материально-технической базы, номерного фонда, медицинской базы, содержанием квалифицированного медицинского и обслуживающего персонала, расходами по налоговым отчислениям (в частности по налогу на имущество и земельному налогу) и занимают значительную долю в стоимости путевки.

Наряду с существенным ростом цен на коммунальные услуги резко растут цены на продукты питания, хозяйственные расходы, дорожают банковские кредиты. В целом затраты здравниц резко возрастают. В связи с увеличением затрат растет и стоимость путевок.

 

Что касается сезонных здравниц, то доходы они получают 2-4 месяца в году, а издержки несут круглый год, имея рентабельность не выше 3-7%.

До 2006 года существовали льготы по налогу на имущество и земельному налогу для санаторно-курортного комплекса страны. После их отмены увеличение налогового бремени легло на себестоимость и цену путевок. В частности, согласно СанПиН 2.4.4.1204-03, площадь земельного участка для санаториев принимают при размещении на курортах 150 кв.м., вне курортов 200 кв.м. на одну койку. За эту землю санаторий не должен платить, т.к. слово «курорт» дословно означает «лечебная местность». Целевое использование этой земли охраняется и регламентируется действующим законодательством.

 

Автор: Н.А. Стороженко, Президент Национальной Курортной Ассоциации, Президент Всемирной Федерации Водолечения и Климатолечения

 

Материал был опубликован в журнале «Санаторно-курортная отрасль» №2(16) 2013 г.

Продолжение статьи в №3(17) 2013 г.

УжасноПлохоСойдётХорошоОтлично (Пока никто не голосовал)
Загрузка...
Читайте также
Итоги Международного научно-практического Форума «Российская неделя здравоохранения-2019»
Елена Курнявкина: «Наши 3 звезды крепкие, как четвёрки в Турции или Тайланде!»
Наталия Фоминых: «Мне повезло – я живу в Анапе!»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Версия для скачивания

Свежий выпуск

2(40)скачать в pdf >>Посмотреть содержаниевсе выпуски >>