On-line версия журнала «Санаторно-курортная отрасль»

для директоров и главных врачей санаториев
0
На главнуюИнфраструктураИнформационные системыИнформатизация медицины — значительный шаг вперёд

Информатизация медицины — значительный шаг вперёд

В 2007 году ФМБА России проведена большая организационная работа на уровне правительства РФ, субъекта РФ и исполнительной власти Новоуральского городского округа по реорганизации муниципального здравоохранения, и с 2008 года оказание государственных услуг в сфере здравоохранения на территории ЗАТО г. Новоуральск осуществляет ФГУЗ «ЦМСЧ № 31 ФМБА России». Сегодня ЦМСЧ № 31 ФМБА России — современное многопрофильное учреждение с хорошей материально-технической базой, высококвалифицированными кадрами и добрыми традициями. Вот некоторые цифры: круглосуточный стационар рассчитан на 1091 койку, ежедневно в амбулаторно-поликлинические службы обращается более 3400 человек; функционирует стационар дневного пребывания на 140 коек, сохранён цеховой принцип обслуживания работающих с опасными факторами производства.

— Первоочередными задачами для учреждения являются повышение доступности и качества медицинской помощи прикреплённому контингенту, — говорит начальник ЦМСЧ № 31 ФМБА России Юрий Морозов. — Управление этими процессами, с учётом их широчайшего разнообразия и специфики территориальной распределённости, возможно лишь с внедрением новых форм организации и управления деятельностью лечебного учреждения, методов контроля качества, оптимизации технологических процессов. И моё глубокое убеждение, что именно информатизация здравоохранения может помочь решить эти вопросы.

— Андрей Юрьевич, с чего начинался процесс информатизации в ЦМСЧ № 31?

— Внедрение элементов информатизации началось давно и было продиктовано необходимостью решения, как правило, частных задач. Прикладные программы разрабатывались штатными программистами и решали две основные задачи — учёт и проведение анализа. Сегодня это направление я бы обозначил как создание электронного учёта оказания медицинских услуг.

И здесь нам уже есть о чём говорить: программное обеспечение позволяет не только обеспечить достоверность и качество медицинской информации, но и получить аналитическую информацию для различного вида мониторинга, в том числе здоровья населения. Автоматизированные рабочие места специалистов объединены в вычислительные сети — например, программный комплекс по обеспечению лекарственными средствами льготной категории граждан установлен на рабочих местах участковых терапевтов и связан с организационно-методическим кабинетом.

Созданы и поддерживаются в актуальном состоянии различные базы данных, реестры и регистры. На базе программных комплексов ведутся многопрофильные мониторинги по следующему принципу: первичная информация из подразделений поступает в организационно-методический отдел и сводится в единую базу (например, лекарственное обеспечение льготной категории граждан, по заболеваемости населения гриппом, по реализации национального проекта «Здоровье» и другие). Вот один из примеров по закупу лекарственных средств для стационара: программный комплекс объединяет четырёх исполнителей — договорный и юридический отделы, аптеку, бухгалтерию; каждый работает в своём разделе, а контролирующую функцию по сводному отчёту осуществляет специалист организационно-методического отдела. Все исполнители взаимодействуют посредством вычислительной сети. Результат работы: оперативный контроль над проведением ценовой политики закупаемых лекарственных средств, над целевым расходованием средств ОМС.

В ряде структурных подразделений уже немыслима работа без использования программного обеспечения — это работа бухгалтерии и планово-экономического отдела, в лечебных подразделениях, например организация и контроль за ходом иммунизации населения.

— В каком направлении сегодня продолжается работа?

— Весь накопленный опыт информатизации здравоохранения свидетельствует в пользу того, что создавать необходимо комплексную автоматизацию деятельности ЛПУ.

Автоматизация локальных процессов не даёт возможности в полной мере собрать первичную информацию и в дальнейшем использовать её в качестве аналитического материала, осуществлять контроль процессов в учреждении и, наконец, оптимально использовать имеющиеся ресурсы. И мы сегодня вплотную подошли к системной работе по информатизации в учреждении.

Создан отдел автоматических систем управления, в составе которого — программисты, техники, операторы. Кстати скажу, что кадры, работающие в области информатизации здравоохранения, очень востребованы и дефицитны, однако готовых специалистов этого профиля нет, приходится годами воспитывать своих.

В сотрудничестве со специалис­тами ОАО «Уральский электрохимический комбинат» и Института программных систем РАН города Переславля-Залесского разработана и внедрена МИС «Интерин», в основу которой положена фактографическая система: фиксируется каждый факт обращения пациента в поликлинику, заносятся результаты обследований и анализов. Так формируются электронная карта и электронная история болезни каждого пациента. Эта система внедрена как пилотный проект на базе поликлиники и терапевтического отделения, обслуживающего работников с опасными и вредными условиями труда. Задача текущего года — распространить этот проект на другие структурные подразделения ЦМСЧ № 31.

Сегодня экономические условия заставляют считать деньги, и любое медицинское учреждение нуждается в детальном учёте оказанных услуг.

Поэтому при утверждении плана мероприятий по функционированию и развитию МИС «Интерин», предусмотрели второй этап, ключевым моментом которого является совместная со специалистами ИПС РАН г. Переславля-Залесского работа по внедрению «экономического блока» в систему «Интерин», над чем сейчас и работаем.

Пришло не только понимание, но и необходимость создания единого информационного пространства как основы построения автоматизированной технологии управления качеством. Для этого необходимо наличие широкополосных каналов сетевого окружения всех основных зданий ЦМСЧ № 31 (а их более 50, и расположены они на всей территории города). И эта задача реально выполнима в текущем году.

На территории ЗАТО сейчас в целом активизировалась работа по внедрению информационных технологий для оказания услуг населению, и нам удалось приобрести несколько оптоволоконных каналов, которые позволят объединить в единое информационное пространство ЛВС отдалённых поликлиник города и ЛВС больничный городок. Работы будут закончены в июне текущего года, и тогда мы сможем сказать, что все наши объекты находятся в одной системе, а это значит, что возможность использования информационных технологий вышла на новый качественный уровень.

При этом надо отметить, что мы находим в Федеральном медико-биологическом агентстве не только понимание, но и реальную финансовую поддержку на выполнение этих мероприятий.

Шагом вперёд считаю возможность участия медицинских работников ЦМСЧ № 31 в видеоконференциях, проводимых ФМБА России, проведении обучающих семинаров в видеорежиме. Это реально, востребовано, теперь доступно и просто здорово!

В текущем году нашли средства и подключились к сети VipNet Министерства здравоохранения Свердловской области и ТФОМС, что предоставило возможность осуществлять информационный обмен медицинскими сведениями конфиденциального характера между абонентами ведомственной сети с использованием средств криптографической защиты информации.

— Андрей Юрьевич, какие проблемы вы могли бы отметить?

— Их несколько. Прежде всего, это отсутствие единой концепции развития информатизации здравоохранения с учётом существующего уровня и финансово-экономическое обоснование этой системы. Попросту каждый варится в своём котле, а недостаток финансовых возможностей парализует движение вперёд.

Не менее важна и проблема технического характера: программное обеспечение базируется на различных программных платформах, многие ведомства используют своё собственное программное обеспечение, которое не сочетается с аналогичными. Лечебные учреждения не могут осуществлять обмен информацией из-за несовместимости действующих информационных систем. По этой же причине считаю, что было бы замечательно, если бы основные программные продукты внедрялись централизованно в учреждениях, подведомственных ФМБА России.

Требует серьёзного и целенаправленного обучения персонал различной категории — как пользователи, так и специалисты отдела АСУ. Речь идёт и о первичном обучении и о последующем повышении квалификации медицинского работника как пользователя ПК. Но, знаете, трудности оказываются временными, проблемы разрешимыми, а перспективы благоприятными, если верить в успех дела и каждый день двигаться вперёд.

— Андрей Юрьевич, как к столь масштабным нововведениям относится персонал медсанчасти?

— Любому человеку свойственно неприятие чего-то нового. Это обычная реакция, с чем бы мы ни столкнулись. А тут мы внедряем не какую-то мелкую инновацию, а систему, совершенно отличную от существовавшей прежде, и эффект не сразу виден. Кроме того, например, при заполнении электронной версии амбулаторной карты медицинский работник выполняет пока двойную работу, заполняя одновременно с электронным вариантом бумажный вариант. В перспективе проблема легального использования электронных документов решаема, так как сейчас уже утверждён национальный стандарт РФ «Электронная история болезни».

Но есть и другая сторона медали, когда специалисты уже не представляют свою работу без использования программных комплексов.

В процессе информатизации задействовано много людей, и всем им я говорю большое спасибо! Это наше общее детище, и в его становлении есть работа каждого.

Огромное понимание необходимости и важности процессов информатизации мы встречаем со стороны ОАО «УЭХК», частью которого много лет была ЦМСЧ № 31. И предыдущий генеральный директор Анатолий Петрович Кнутарев, находящийся ныне на заслуженном отдыхе, и нынешний — Александр Юрьевич Куркин оказывали серьёзную финансовую поддержку на эти цели, научным руководителем всегда был и остаётся руководитель отдела № 50 ОАО «УЭХК» Виктор Павлович Козлов.

Обретение медсанчастью нового статуса и все дальнейшие процессы информатизации состоялись во многом благодаря этим людям и их поддержке.

Сегодня вопросам информатизации медицины уделяется большое внимание. Проводятся выставки, круглые столы, совещания, конференции. Большое количество новых лекарственных препаратов, оборудования, новых методов лечения требуют необходимости ориентироваться в современном информационном пространстве быстро и качественно. Без использования достижений информационных технологий здесь не обойтись, и чем раньше руководители это осознают, тем безболезненнее для медицинских учреждений пройдёт адаптация к новой информационной среде.

Работа по информатизации нашей медсанчасти находится на начальном этапе. Несмотря на то что уже многое сделано, предстоит сделать ещё больше. Однако осознание необходимости проводимой работы, её значимости придаёт сил. Мы встали на долгий, но крайне важный путь

Автор: Александра Аликова

Статья опубликована в журнале «Кто есть кто в медицине » №3(46), 2010 год

УжасноПлохоСойдётХорошоОтлично (Пока никто не голосовал)
Загрузка...
Читайте также
Итоги Международного научно-практического Форума «Российская неделя здравоохранения-2019»
Елена Курнявкина: «Наши 3 звезды крепкие, как четвёрки в Турции или Тайланде!»
Наталия Фоминых: «Мне повезло – я живу в Анапе!»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Версия для скачивания

Свежий выпуск

2(40)скачать в pdf >>Посмотреть содержаниевсе выпуски >>